НА ГЛАВНУЮ
Архив:
 

НАША ВЛАСТЬ: ДЕЛА  И  ЛИЦА №7-8(43) 2004

ВЛАСТЬ И БИЗНЕС

ПРИВАТИЗАЦИЯ

Бизнес «по понятиям»: подведение итогов

Проверки Счетной палаты (СП) России выявили, что приватизация 140 госпредприятий нанесла нашему бюджету ущерб в размере 45 млрд. рублей. Причины — недооценка активов при продаже, невыполнение условий инвестиционного конкурса, изменение этих условий после проведения конкурса или просто мошенничество. Материалы по незаконной приватизации 56 предприятий уже переданы в Генпрокуратуру. Работа аудиторов СП продолжится до сентября, когда итоги приватизации за период с 1993-го по 2003 год будут подведены на коллегии СП. Но уже сейчас тема ревизии итогов приватизации вновь оказалась в фокусе общественного внимания.

ЗАЛОГОВЫЕ АУКЦИОНЫ: КВАРТИРУ — ЗА ЯЩИК ВОДКИ

Проверки, осуществленные СП, показали, что ключевые российские предприятия — «локомотивы» экономики — были даже не приватизированы, а фактически поменяли собственника в ходе залогово-кредитных аукционов. При этом, по мнению председателя СП Сергея Степашина, все аукционы прошли с нарушением законодательства, а значит, их результаты тоже подлежат пересмотру.

Напомним, что закон о приватизации вовсе не предусматривал такого механизма, как залоговые аукционы. Залог, по своему определению, предполагает возможность обратного выкупа собственности. Впрочем, собиралось ли наше государство выкупать свою собственность обратно — следующий вопрос. В первую очередь интересно другое — была ли необходимость «закладывать в ломбард» госпредприятия, приносящие реальный доход?

В 1995 году федеральный бюджет был существенно превышен за счет инфляции. Тогда, якобы, для того, чтобы выдать зарплату учителям и врачам, правительством и была создана «пирамида» государственных казначейских обязательств (ГКО). Но самое интересное, что в то же самое время у правительства появились «временно свободные» валютные средства — 600 млн. долларов, которые оно разместило на депозитах в частных банках. Причем проценты по этим депозитам были существенно ниже тех, под которые правительство занимало деньги «на выплату зарплат учителям и врачам», размещая рублевые ГКО.

Дальше еще интереснее — правительство снова заявило, что в бюджете катастрофически не хватает средств. И тогда по предложению главы «ОНЭКСИМ-банка» Владимира Потанина было принято решение о привлечении кредитов крупных частных банков под залог госпакетов акций ключевых российских предприятий, не подлежащих приватизации из стратегических соображений. Правительство объявило, что готово выставить на аукцион в качестве залога контрольные пакеты акций 44 таких предприятий, в числе которых «Норильский никель», «ЮКОС», «Сибнефть». И запросило за эти «лакомые куски» компенсацию, совершенно несопоставимую не только с реальной стоимостью этих предприятий, но даже с их годовым доходом. Прямо как тот пьяница — квартиру за ящик водки!

К тому же сразу было понятно, что выкупать залог правительство не собирается — в проекте бюджета на следующий год никакие суммы на это не предусматривались. То есть для всех участников сделки было очевидно, что речь идет фактически об отчуждении госсобственности — растянутой во времени процедуре продажи контрольных пакетов акций стратегических предприятий в обход закона о приватизации и принятой на уровне федерального закона программы приватизации госпредприятий.

Но вернемся к «пирамиде» ГКО. Когда тебе обещают свыше 80% годовых при разваливающейся экономике, даже ребенку ясно, что этот «карточный домик» рано или поздно рассыплется! И тем не менее, многие «акулы» мирового банковского бизнеса играли в российские ГКО: «Дойче банк» вложил туда 40% своих активов; «Чейз Манхеттен банк», «Брансвик», «Соломон Бразерс» и др., по самым минимальным оценкам, — 70 млрд. долларов.

ГКО давали ежемесячно до 7% прибыли — ни одна экономика не может расти такими темпами! Поэтому-то и вложения в реальный сектор из-за этой «пирамиды» стали нереальными: какой западный банкир будет инвестировать в производство, если страна имеет подобные «ценные бумаги». В результате выпуск гособязательств обогатил лишь ограниченную группу отечественных и иностранных спекулянтов, которые, скорее всего, имели доступ к руководству Центробанка (иначе, как узнать, когда «пирамида» рухнет?). Причем ГКО помогли им разбогатеть исключительно за счет российского бюджета.

ЦЫПЛЯТ ПО ОСЕНИ СЧИТАЮТ?

Несмотря на эти печальные для страны итоги, игры в ГКО продолжились и после дефолта 1998 года. В 2001 году правительство вновь разместило на внутреннем рынке гособязательства примерно на 130 млрд. рублей, а в 2002 году — почти на 200 млрд. рублей. При этом объективной необходимости в выпуске ГКО не было ни до дефолта, ни тем более после него. Только недополученная прибыль от владения госпакетами акций «Газпрома», РАО «ЕЭС России», «Лукойла» и т.п. превысила суммы, взятые правительством в долг на рынке ГКО. Иными словами, достаточно было просто-напросто навести порядок в управлении госсобственностью, и проблемы бюджета были бы решены. Видимо, именно с этим — наведением порядка — и связано пресловутое «дело ЮКОСа».

Компания «ЮКОС», напомним, была образована в 1993 году. А уже в 1995 году состоялся залоговый аукцион по продаже госпакета акций компании, который достался покупателю всего за 159 млн. долларов. В 1996 году «ЮКОС» осуществил допэмиссию, после чего на аукционе было продано еще 33,3% его акций, на сей раз за 160,1 млн. долларов. Для сравнения: выручка «ЮКОСа» только за 2003 год составила 12,2 млрд. долларов, чистая прибыль — 2,5 млрд. долларов.

Скорее всего, в «деле ЮКОСа» правительственные чиновники с запозданием заметили опасную для государства тенденцию: сверхукрупнение ведущих отечественных «неестественных» монополий, сращивание их с крупнейшими транснациональными корпорациями может привести к полной потере управляемости крупным бизнесом со стороны государства. Правительство спохватилось лишь тогда, когда «ЮКОС», усиленный «Сибнефтью», начал переговоры о слиянии с американскими «Экссон» и «Шеврон тексако». По-видимому, именно этим и объясняется столь жесткая позиция Кремля. Но ее не стоит связывать с «пересмотром итогов приватизации», потому что ни о какой «приватизации» в отношении «ЮКОСа» и «Сибнефти» не может идти и речи. Разве что о «притворной сделке» путем проведения «залогового аукциона».

Вот об этом сейчас, думается, и стоит поговорить. Особенно на фоне нынешнего повышения мировых цен на нефть. Если государство будет брать с российских экспортеров за перекачку нефти «среднемировую» плату, то вся их выручка будет попросту «уходить в трубу». Ведь внутренние цены на энергоносители в России гораздо ниже мировых (за счет искусственного сдерживания государством), так что в прибыли наших нефтяных олигархов неизменно присутствует и доля всей российской экономики — наша с вами доля.

Стоит сейчас, видимо, вспомнить и о недавней (в 2002 году) продаже с аукциона контрольного (почти 75%) госпакета акций компании «Славнефть», который достался «Сибнефти» в союзе с ТНК. В чем была необходимость этой сделки? Официальное объяснение — «для более эффективного управления» компанией. Однако рост нефтедобычи «Славнефти» за тот же 2002 год составил почти 8%! Куда уж больше! И продана она была всего за 1,86 млрд. долларов (при стартовой цене 1,7 млрд. долларов), несмотря на то, что государственная компания «Роснефть», которую даже не допустили до аукциона, предлагала за этот пакет акций 2,5 млрд.

Действительно, давно бы пора нам разобраться с этими так называемыми «аукционами» да прекратить весь этот бизнес «по понятиям». И тогда для того, чтобы пополнить госбюджет, не надо было бы никаких «дел ЮКОСа» и законов о национализации. Вот только Генпрокуратура, по словам аудиторов СП, пока реагирует на подобные материалы как-то «неадекватно». А ведь необходимые документы, подтверждающие «притворность» таких сделок и, соответственно, их «ничтожность» на основании Гражданского кодекса РФ, уже давно направлены Счетной палатой в Генпрокуратуру.

Быть может, «неадекватная» реакция прокуратуры объясняется тем, что многие должностные лица, виновные в осуществлении этих «притворных» сделок с нанесением государству ущерба «в особо крупных размерах», до сих пор находятся при власти и бизнесе? И есть ли в таком случае у нас надежда, что большая десятилетняя работа, проделанная аудиторами Счетной палаты, не окажется напрасной? Что ж, поживем до сентября — увидим. Как говорится, цыплят по осени считают.

Олег ТЕМНОВ