НА ГЛАВНУЮ
Архив:

НАША ВЛАСТЬ: ДЕЛА  И  ЛИЦА №6 (42) 2004

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЦЕНТР

президент

КТО НА НОВЕНЬКОГО?

(Окончание. Начало в №5 за 2004 г.)

Заявив в инаугурационной речи, что «в России глава государства отвечал и будет отвечать за все», Владимир Путин, впрочем, сразу же сделал оговорку: «Но сегодня, глубоко понимая меру собственной, личной ответственности, хочу подчеркнуть: успех и процветание России не могут и не должны зависеть от одного человека или от одной политической партии, одной политической силы. Мы должны иметь широкую базу поддержки для того, чтобы продолжать преобразования в стране. лучшей гарантией такой преемственности является зрелое гражданское общество». В каком же состоянии пребывает сейчас это общество, которое согласно Конституции и должно в 2008 году избрать нового главу государства? Насколько оно самостоятельно в своем выборе и насколько склонно передоверить поиск преемника самому Путину?

Кандидаты: дефицит доверия

Социологические службы фиксируют неуклонное падение доверия россиян почти ко всем ведущим политикам, кроме Владимира Путина. По данным ВЦИОМ, в мае президенту доверяло около 60% россиян. За исключением Путина среди ныне действующих политических фигур лишь трое пользуются доверием более чем 10% граждан: С. Шойгу (25%), Ю. Лужков и В. Жириновский (по 12%). Затем следуют четыре партийных лидера — С. Глазьев, Г. Зюганов, Б. Грызлов и Н. Харитонов, — уровень доверия к которым колеблется в районе отметки в 8%. При этом отмечается тенденция падения доверия ко всем политикам, принимавшим участие в недавних парламентских и президентских выборах. Так, С. Глазьеву, стартовавшему в январе с 13,7%, сегодня доверяют лишь 8,9% россиян. И. Хакамада за месяц после президентских выборов потеряла почти четверть сторонников (8,1% доверия в марте, 6,5% — в апреле). Почти такие же потери понес Н. Харитонов (11% — в марте, 8,2% — в апреле). Из всех лидеров политических партий только Д. Рогозин немного увеличил уровень своей поддержки: с 3,8% в январе до 5,8% в апреле.

Другая известная отечественная социологическая служба — Фонд «Общественное мнение» — поинтересовалась в мае у своих респондентов, за кого бы они проголосовали, если бы президентские выборы состоялись сегодня (к опросу прилагался список известных политиков). В результате действующий президент был поддержан почти 60% опрошенных. Около 10% голосов набрал Харитонов. Все остальные кандидаты — менее 3%.

Аналогичный вопрос («Учитывая, что В. Путин в 2008 году должен будет передать свой пост следующему президенту России, кого из известных вам политиков вы хотели бы видеть на этом посту?») недавно задал своей аудитории и Левада-центр.

Четверть опрошенных ответили, что таких политиков не видят вовсе, 40% затруднились назвать кого-либо, а 4% убеждены, что президентом должен остаться Путин. Таким образом, почти 70% россиян до сих пор не видят альтернативы ныне действующему президенту.

«Левый» проект

Тем не менее, по мере отдаления выборных баталий общество начинает осмысливать новую расстановку политических сил. Резкое ослабление КПРФ и поражение правых партий породили «разброд и шатание» на краях политического спектра. Оппозиция слева и справа пытается перегруппировать свой электорат и реструктурировать представляющие его партии. В это время доминирующая сила — президент совместно с обслуживающей его партией власти — пристально всматривается в не столь уж отдаленную перспективу 2007—08 годов и продолжает формировать политическое пространство, удобное для преемника Путина.

На состоявшейся сразу же после инаугурации встрече с членами Центризбиркома президент подтвердил: «Мы сделали правильный выбор в пользу укрупнения политических партий». Глава ЦИК Александр Вешняков успел озвучить общие контуры грядущей реформы избирательной системы (согласовав их предварительно с главой государства). В соответствии с этими планами в 2007 году выборы в Госдуму должны пройти только по партийным спискам, но с персональным голосованием по каждому кандидату. К тому же будет значительно повышен барьер (возможно, даже до 10%), который партии должны будут преодолеть, чтобы попасть в нижнюю палату парламента.

Глава ЦИК впоследствии также предложил при обновлении закона о выборах предусмотреть возможность следующего варианта: если в Думу проходят всего две партии, которые не представляют большинство избирателей, то к ним добавляются еще одна-две партии из числа тех, что не набрали «проходной балл». Однако в президентской администрации все же склоняются к тому, чтобы допустить в Думу только те партии, которые преодолели установленный барьер. Соответственно, в новой редакции закона должно появиться положение о представительстве в Госдуме по меньшей мере двух политических партий.

Если взглянуть на текущий расклад сил, то помимо «Единой России» уверенно преодолеть 10-процентный барьер сейчас способна разве лишь объединенная левая оппозиция. Во всяком случае, ни у ЛДПР, ни у объединенных правых таких гарантий сейчас нет. Таким образом, Кремль вроде бы идет на риск, допуская саму возможность появления в парламенте сильной левой оппозиции. Тем более что лидер этой силы способен составить конкуренцию кандидату от партии власти на грядущих президентских выборах. И все же Кремль идет на столь рискованный проект. Повод для него дала кремлевским политтехнологам сама КПРФ, изрядно ослабевшая в последнее время.

Уже по итогам парламентских выборов заместитель главы президентской администрации Владислав Сурков поспешил сообщить о «конце КПРФ». Заявление не столько констатировало диагноз (не совсем, кстати, точный — коммунисты все еще способны в одиночку пройти в Госдуму даже при введении 10-процентного барьера), сколь недвусмысленно указывало на цель этой атаки.

Взамен «непримиримой» Кремль хочет иметь в Госдуме такую левую оппозицию, которая была бы, во-первых, более покладистой, а во-вторых, электорально состоятельной. Это возможно только в случае окончательного политического разгрома компартии. Задача, прямо скажем, не из легких. Но вдохновленные успехами парламентских выборов, после которых КПРФ уже лишилась половины своего политического веса, кремлевские технологи надеются за оставшиеся три с лишним года довести свой «левый» проект до конца.

Сейчас идет активный поиск подходящего для новой оппозиции лидера. Пока явным фаворитом среди кандидатур, устраивающих в той или иной мере Кремль, является Дмитрий Рогозин. О негласном благоволении к нему политтехнологов со Старой площади свидетельствует хотя бы та щедрость, с которой ему предоставляют эфирное время первый и второй телеканалы. Помимо Рогозина, «левому» проекту Кремля очень может пригодиться и Геннадий Семигин, исключенный недавно из рядов КПРФ. Что же касается еще одного потенциального лидера левых — Сергея Глазьева, то он окончательно отмежевался от Кремля с его «левым» проектом и выступает на политическом поле вполне как самостоятельный игрок.

«Правый» проект

Поражение либеральных партий на парламентских выборах и более чем скромный результат, показанный И. Хакамадой на президентских, наконец подвигли разобщенный ранее правый лагерь к объединению. Напомним, что Комитет «2008: свободный выбор», в который вошли многие видные политики праволиберального толка, поставил перед собой прямо-таки суперамбициозную задачу: привести объединенных правых к победе на думских выборах 2007 года и президентских 2008-го.

В мае в направлении объединения правых был сделан первый важный шаг: «Свободный выбор» обнародовал предложения по созданию коалиции демократических сил. Комитетом были названы пять человек (Г. Каспаров, Б. Немцов, В. Рыжков, И. Хакамада и Г. Явлинский), которые вошли «на сегодняшний день в число политиков и общественных деятелей, необходимое для выявления лидера общественного мнения среди демократически настроенной части российских избирателей». И хотя не исключено, что к 2006 году этот список пополнят другие персонажи, в подготовленных комитетом «Предложениях» сказано, что без этой «пятерки» «создание коалиции во многом теряет смысл».

Форма опроса (выявления лидера общественного мнения), о котором идет речь в подготовленном документе, пока еще окончательно не определена. В некоторых регионах комитет намерен провести полноценные праймериз. По итогам опроса будет осуществлена ротация политиков. Победитель займет первую строчку в федеральном предвыборном списке коалиции и станет «вероятным кандидатом на пост президента России от коалиции». Остальные места в предвыборном списке распределят между персоналиями согласно их рейтингу.

Похоже, впервые ради своего единения правые ввели и жесткую «партийную» дисциплину. Так, участники опроса «ни при каких условиях» не должны оспаривать его результаты и не имеют права «выходить из коалиции после проведения опроса и до конца выборного цикла без согласия Комитета». Также они обязуются воздерживаться от «любых сепаратных переговоров с Кремлем».

Проведение праймериз, тем временем, потребует внушительной финансовой поддержки. И тут даже обычно не стесненные в средствах либералы озадачились. Во всяком случае, сопредседатель «Свободного выбора» Борис Немцов признал, что «бизнес пессимистично смотрит» на нынешнюю политическую ситуацию. Тем не менее деньги на праймериз Комитет-2008 надеется все же достать. И сделать это будет, конечно, намного легче, чем победить на выборах.

А что же сам Владимир Владимирович думает о своем будущем преемнике? После победы на недавних выборах он сказал, что еще не знает, кого поддержит на выборах 2008 года: «Впереди четыре года, ну что говорить об этом. В России много талантливых, порядочных людей».

Юрий ФИЛАТОВ