НА ГЛАВНУЮ
Архив:

НАША ВЛАСТЬ: ДЕЛА  И  ЛИЦА №6 (42) 2004

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЦЕНТР

АДМИНИСТРАЦИЯ ПРЕЗИДЕНТА

СЕРГЕЙ САМОЙЛОВ:

«РОССИЯ — НАШ ОБЩИЙ ДОМ»

Январский номер нашего журнала в статье с красноречивым названием «Прощание с популизмом» рассказал о десятках «лукавых законов», принятых в России в 1990-е годы. Эти законы сделали льготниками едва ли не все население страны, однако многие из них не были подкреплены никакими ресурсами и реально никогда не работали. Начиная с 2001 года, каждый федеральный закон о бюджете приостанавливал действие этих законов в части, касающейся так называемых нефинансируемых федеральных мандатов. В июне 2004-го Государственный совет одобрил замену «натуральных» льгот денежными эквивалентами, отмену льгот некоторым категориям граждан, а также передачу обязательств по выплате ряда льгот субъектам Федерации. О возможных последствиях столь решительных шагов мы беседуем с советником президента РФ С.Н. Самойловым.

— Сергей Николаевич, социологическая служба нашего журнала провела мониторинг СМИ, который показал, что масс-медиа оценили итоги июньского заседания Госсовета как победу «федералов» над региональными лидерами. Вы разделяете такое мнение?

— Тема взаимодействия федеральных и региональных органов власти в проведении федеративной и административной реформы принципиально важна. Поэтому нельзя согласиться с «военной» терминологией: о какой победе и о каком поражении идет речь, если проекты решений готовились руководителями субъектов Федерации? В частности, доклад по проблеме взаимоотношений центра и регионов сделал губернатор Владимирской области Николай Владимирович Виноградов. Рабочую группу по реформе системы федеральных территориальных органов возглавляет тюменский губернатор Сергей Семенович Собянин. Рабочей группой, которая готовила организационные меры по реализации федерального закона об органах власти субъектов Федерации, руководит глава Мордовии Николай Иванович Меркушкин. В состав рабочих групп входят губернаторы, мэры, представители федеральных органов власти, независимые эксперты. Наконец, полного понимания между президентом, правительством и региональными лидерами требовала выработка политического решения по принципиальному изменению всей системы предоставляемых льгот в России.

— В целом СМИ весьма скептически относятся к этому изменению. Предполагается, что не только, скажем, «силовики» лишатся ряда льгот, но и малоимущие граждане почти утратят ту небольшую поддержку, которую прежде получали от государства. Есть ли почва у подобных ожиданий?

— Госсовету были представлены выверенные, обобщенные и финансово обоснованные предложения. Мы ведь просчитывали расходы, необходимые в каждом субъекте Федерации для реализации той или иной льготы. И когда определяли, какие налоги и на каком уровне оставлять, то стремились, чтобы средств было достаточно для выполнения своих обязательств перед населением. Вместе с тем пока у нас присутствуют некоторые опасения относительно того, насколько равномерно и справедливо будут распределены средства и возможности между уровнями власти для выполнения ими своих полномочий. Поэтому предусмотрено поэтапное реформирование системы государственного вспомоществования, начиная с будущего года. Вполне вероятно, по ходу дела придется вносить коррективы. В конце концов, реальная жизнь — это не роман с заведомо известной автору концовкой.

— А что можно сказать о плюсах, ради которых, собственно, и были затеяны реформы?

— Во-первых, сегодня четко определено, какой уровень власти предоставляет те или иные услуги гражданину: если та или иная льгота останется, то она будет реально финансироваться. Во-вторых, созданы достаточные возможности для формирования полноценного местного самоуправления, а это — лучшая гарантия для развития гражданского общества. В-третьих, количество территориальных органов федеральной власти и средства на их содержание будут значительно сокращены, что, в свою очередь, поможет выполнять обязательства перед гражданами федеральному центру. В-четвертых, пока получатели одной и той же льготы находятся не в равных условиях. В частности, сельские и городские ветераны имеют разные возможности и по санаторно-курортному лечению, и по бесплатному проезду, и по установке телефонов. Предоставление этих льгот в денежном выражении позволит ветеранам тратить деньги на то, что они считают нужным. В-пятых, теперь у каждого уровня власти появился стимул зарабатывать больше, то есть собирать в полном объеме те налоги, которые полностью остаются в распоряжении этого уровня власти. И эта инициатива дорогого стоит. В-шестых, хотя денег сразу больше не станет, важно, чтобы каждый рубль находился в нужное время в нужном месте.

— Некоторые эксперты полагают, что федеральный центр в итоге реформ снимет с себя всякую ответственность за социальную поддержку регионов. Так ли это на самом деле?

— Знаете, если представить регионы как квартиры одного большого дома, то федеральный центр, условно говоря, должен следить не за тем, как тратятся заработанные «жильцами» деньги в каждой «квартире», а за тем, чтобы нормально функционировал весь дом в целом, все его системы: крыша, электропитание, тепло- и водоснабжение. Конечно, это функции федерального центра.

Александр ЧЕРНИЦКИЙ