НА ГЛАВНУЮ
Архив:

НАША ВЛАСТЬ: ДЕЛА  И  ЛИЦА №3 (39) 2004

ЧТО НАМ СТОИТ ДОМ?

20 лет назад господин Горбачев обещал, что к 2000 году каждая советская семья сможет получить квартиру «до востребования». И хотя народ в те годы был гораздо более доверчивым, чем нынче, в это обещание он все же не поверил. Остряки даже предлагали устроить всесоюзное социалистическое соревнование за право называться «каждой советской семьей» — с целью получения квартиры в качестве приза. Тем не менее, многие до сих пор по-доброму вспоминают годы, когда практически все жилье было социальным. Сегодня рядовые граждане простаивают в очереди на улучшение жилищных условий аж до получения «деревянной квартиры» площадью 2 кв. метра на ближайшем кладбище. А цена квадратного метра строящегося жилья по карману разве что 10% населения страны. Об этом мы беседуем с председателем Комитета по промышленности, строительству и наукоемким технологиям Государственной думы РФ Мартином Шаккумом.

— Мартин Люцианович, строительный бум в столице сопровождается стремительным ростом цен на жилье. Оправданы ли эти цены возрастающей себестоимостью строительства или они определяются неограниченным потребительским спросом, доставшимся в наследство от советского прошлого?

— Одно другому не противоречит. Потому и строительный бум, что есть спрос! После десяти лет перемен ситуация в стране оценивается гражданами как достаточно стабильная, и они вкладывают деньги в недвижимость, не боясь их потерять. Крупный капитал начинает инвестировать деньги в промышленность, а средний — в недвижимость. Другая причина связана с тем, что сбережения хранятся в долларах, которые обесцениваются. Естественно, возникает желание вложить их во что-то ликвидное и дорожающее. Хотя есть опасность «перегрева» рынка: сегодня часть недвижимости принадлежит не конечному покупателю, а так называемому «инвестору». В случае кризиса эта недвижимость может быть выброшена на рынок, что спровоцирует его обвал.

— Разница между себестоимостью квадратного метра жилья (400—500 долларов) и его ценой (1000—1500 долларов) приносит сверхприбыли застройщикам и инвесторам. А что они привносят в городской бюджет?

— Сегодня большая часть денег от продажи недвижимости уводится от налогообложения по различным схемам. Первая схема: завышение сметной стоимости объекта при строительстве, этот показатель составляет от 30 до 70%. По второй схеме предприниматели за несколько процентов уходят от уплаты налогов через страховые компании. Да, к сожалению, конечная стоимость жилья у нас определяется в первую очередь не себестоимостью, а спросом. Спрос растет, предложение ограничено — растет цена, а из-за несовершенства нашей налоговой системы бюджет недополучает очень значительные суммы.

— Может быть, ипотека поможет нам хоть как-то стабилизировать цены на недвижимость?

— Президент поставил перед нами триединую задачу: развитие образования, здравоохранения и создание рынка доступного жилья. При решении последней проблемы обязанность Госдумы заключается в разработке и принятии законодательной базы. Порядка 30 законопроектов уже концептуально подготовлены, в ближайшее время по ускоренной процедуре «пройдут» через правительство, и до конца года мы должны их принять. Это поправки в Гражданский кодекс, новый Жилищный кодекс, новый Градостроительный кодекс, поправки к закону об ипотеке, о ценных ипотечных бумагах, новые законы о концессиях в жилищно-коммунальном хозяйстве и многое другое. По сути дела, мы готовим революционные изменения в области строительства жилья, которые устранят бюрократические препоны, сделают процесс получения площадей под застройку менее «взяткоемким», что, в свою очередь, должно привести к росту объемов строительства. Вместе с внедрением ипотечного кредитования эти меры призваны сделать жилье более доступным.

— А как отразится эта законодательная революция на гражданах, имеющих право на социальное жилье?

— У нас много категорий граждан, которые по закону должны обеспечиваться социальным жильем, но государство не располагает для этого ресурсами. Социальное жилье должны получать исключительно малоимущие — эта категория будет четко определена в законе. Остальные, в том числе учителя, врачи и другие бюджетники, получат возможность приобрести квартиру в рассрочку через ипотечные кредиты. Предполагается разработать программы, которые обеспечивали бы субсидирование процентных ставок по кредитам из бюджетов различных уровней. В результате ипотечные кредиты станут доступны людям с доходами в 7—10 тысяч рублей в месяц.

— Помогут ли снизить себестоимость жилья и конечную цену на него какие-то новые технологии?

— В настоящее время предполагается внедрение в жилищном строительстве и сфере ЖКХ новых технологий, в том числе разработанных в оборонно-промышленном комплексе. Другие технологии будут импортироваться. Но проблема не только в том, чтобы внедрить новые технологии, но и в том, чтобы заставить строителей работать эффективно, экономично, с соблюдением всех правил техники безопасности. Это должно оговариваться техническими регламентами, которые будут приняты в рамках одобренного Госдумой закона «О техническом регулировании».

— Предполагается ли создание цивилизованного рынка аренды жилья, строительство так называемых доходных домов?

— Москва уже в общем-то готова к строительству доходных домов, но пока у нас не определено в законе даже само понятие «доходного дома». В новом Жилищном кодексе, в Законе об основах федеральной жилищной политики мы устраним препоны для создания цивилизованного рынка аренды жилья.

Что ж, теперь многие российские семьи будут с нетерпением ждать принятия в 2004 году новых революционных жилищных законов. Двадцать лет спустя после горбачевских обещаний.

Олег ГЛАДУНОВ