НА ГЛАВНУЮ
Архив:
 

НАША ВЛАСТЬ: ДЕЛА  И  ЛИЦА №2 (38) 2004

ТРАДИЦИИ

РОССИИ ВЕРНЫЕ СЫНЫ

…друга спасти – это высшая честь

Такой девиз был у летчиков Великой Отечественной войны. И даже не девиз, а закон фронтовой жизни. Под огнем врага, вызывая  неподдельное восхищение отвагой и мужеством, они сажали самолеты и вызволяли своих боевых побратимов, попавших в беду. Таких примеров были сотни, тысячи… Но только ли были? В полыхающем афганском небе, в горячем небе Чечни наши летчики вновь проявили и проявляют мужество высшей пробы. Живы доблесть, честь, отвага, жив и фронтовой девиз. А значит, не потерялась связь времен и поколений, не утрачены традиции. Ярко подтверждает это каждый день боевой биографии Героя России, кавалера многих боевых орденов и медалей подполковника Игоря Радобольского.

Для большинства россиян военные летчики  – это те, кто поднимает в небо истребители, стратегические бомбар-дировщики, воздушные корабли с десантом и техникой на борту, боевые вертолеты. Но к этой славной  когорте принадлежат и те, кто выполняет, казалось бы, будничные задачи, связанные с доставкой людей и грузов в заданные районы, эвакуацией раненых, когда ведутся боевые действия… Они не избалованы вниманием прессы, потому их имена мало кому и что говорят. Но смею Вас заверить, что отцы и матери, братья, сестры, жены, дети тех, кого эти труженики войны вовремя доставили в госпиталь и тем спасли жизнь, поклонились бы им в пояс за подвиг их негромкий.

Многие российские солдаты и офицеры, которые прошли сквозь пекло боев в Чечне, обязаны жизнью подполковнику Игорю Родобольскому и его товарищам. За 1700 боевых вылетов они, по сути,  спасли, как минимум, 500 человек…

Боевое крещение Радобольский получил в Афганистане, где раз за разом поднимал в крутое небо свою вертушку, спеша на помощь или прикрывая огнем мотострелков, десантников, колонны автомобилистов. Его «командировка» за речку длилась с 1986 года и до вывода войск. Теперь – Северный Кавказ. И вновь он выполняет самые ответственные, опасные задания. Поднимает винтокрылую машину в сложнейших метеорологических условиях и днем и ночью. Его летный опыт, участие в боевых действиях имеют особую цену. А разработанные им тактические приемы по десантированию и эвакуации разведгрупп, тактического десанта обеспечивают скрытность, быстроту и внезапность для противника. Этому он учит офицерскую молодежь, как говорят в авиации, ставит на крыло.  Теперь благодаря ему почти два десятка вертолетчиков способны вести боевые действия в горах на высотах до 3000 метров.

Подвиг – удел сильных и мужественных людей, способных, если требует обстановка, не щадя собственной жизни, помогать другим.  А для тех, у кого погоны на плечах, помогать людям и боевым побратимам на войне – это работа, повседневная, требующая полной отдачи, а нередко и  самоотречения. 

25.02. 2000. Чечня.

Из-за сложных метеорологических условий 12 дней не удавалось доставить боеприпасы и продукты взводу спецназа, занявшему оборону на площадке  горы Еккыркот (высота 2410 метров). По прогнозу летной погоды не ожидали, как минимум, неделю. Во взводе на исходе были боеприпасы, уже закончились питьевая вода и продукты. Тогда Родобольскому была поставлена задача оценить возможность переброски груза. Боевой летчик хорошо понимал, что задача не из легких, однако  в считанные секунды, взвесив все «за» и «против», принял решение лететь. По-иному он и не мог поступить. Взвод из последних сил цеплялся за скалы. Промедление в доставке боеприпасов было равно гибели спецназовцев. Как бы он жил после?! Вертушка ушла в небо…

Высочайшая профессиональная подготовка, а также опыт выполнения посадок в тумане сослужили ему добрую службу и в этот раз. При видимости  в 300 метров он сумел доставить взводу боеприпасы и продукты.

30.05.2001. Чечня.

С командного пункта Армейской авиации поступила  задача на эвакуацию раненых с площадки в 6 км от населенного пункта Центрой. Лететь нужно было ночью и вновь в сложняке.

…При погрузке раненых на борт начинается интенсивный минометный обстрел. Командир экипажа подполковник Игорь Родобольский принимает решение погрузку не прекращать. Отдает необходимые распоряжения, помогает экипажу. Действует, как всегда, собранно, четко.

Все раненые  в кратчайший срок были эвакуированы из района боевых действий. При выполнении операции вертолет получил множественные осколочные повреждения фюзеляжа и несущего винта, но благодаря мастерству экипажа и его  командира боевая задача была выполнена без потерь.

15.06.2001. Чечня.

Экипаж Ми-8 подполковника Родобольского с группой Ми-24 выполнял боевую задачу по поиску пропавшей в районе 10 км от населенного пункта Игум-Кале пары самолетов Су-25. В предполагаемом  районе крушения самолетов вертолет Родобольского вошел в плотные слои тумана. Дальнейшее совместное выполнение боевой задачи стало опасным для группы, и командир принял решение действовать самостоятельно. После продолжительных поисков на предельно малой высоте экипаж обнаружил местонахождение останков самолета по бортовому номеру на обломках фюзеляжа.

На следующий день при подходе к месту катастрофы для высадки поисковой группы вертолет обстреляли боевики. Выполнив противозенитный маневр, Родобольский нанес по ним  удар неуправляемыми ракетами, а затем мгновенно произвел посадку на склон и высадил группу спецназа, поисковиков.

В сложной боевой обстановке в очередной раз задача была выполнена.

…Почти каждый вылет экипажа подполковника Родобольского – спасенные жизни солдат и офицеров. А ведь зачастую бывает и так, что задача кажется невыполнимой, а силы на исходе. Но никто из его подчиненных ни разу, что называется, не дал слабины, ни разу не посетовал на судьбу, не дрогнул. И не потому, что они не ведают  страха. Жизнь ведь у каждого одна. Но они верят в командира, в его счастливую звезду, знают: он всегда найдет выход из самого трудного положения. Для аса, летчика-снайпера невыполнимых задач не бывает. Не случайно командование останавливает свой выбор на нем, когда речь идет о жизни людей.

За день до нового 2002, года, в 2:30 ночи экипажу вновь ставится  задача на эвакуацию тяжелораненых военнослужащих в районе поселка Аргун. Действовать надо было по обстановке. Задача усложнялась тем, что в это время там шел ожесточенный бой, стоял плотный туман, а огневое противодействие сторон, по докладу авианаводчика, проходило на расстоянии  500 метров. Когда подполковник Родобольский вышел в заданный район, видимость в условиях плотного тумана составляла 400 метров. Авианаводчик доложил, что там, где находятся раненые, идет бой, поэтому место посадки обозначать опасно. В этой ситуации командир экипажа имел право отказаться от выполнения  поставленной задачи. Но российский  офицер подполковник Родобольский понимал, что у тех, кто истекает кровью, – он единственный шанс на спасение. Понимал и то, что даже с его опытом, выполнить задачу почти нереально. Он дал команду авианаводчику  обозначить ракетой место эвакуации. Этого было достаточно, чтобы успеть снять координаты с помощью спутниковой системы навигации.

Не успел вертолет приземлиться, как боевики открыли огонь, ориентируясь на шум работающих двигателей. Пули прошили десантное отделение. Радобольский, не теряя самообладания, дал команду бортовому технику на организацию и участие в погрузке тяжело раненных на борт. Двигатели не выключали. Погрузка прошла успешно, после чего произвели взлет  и взяли курс на  Ханкалу, где раненых ждали врачи. Вот и еще 4 жизни спасены. Какой еще новогодний подарок мог быть дороже для ребят и их семей.

Много раз жизнь проверяла Игоря Родобольского на прочность, как будто специально устраивая ему и его экипажу такие испытания, пройдя которые и сами они не верили, что уцелели.

2002 год. Чечня.

Резко обострилась обстановка в горных районах Чечни, активизировались бандформирования. По данным разведки, в районе населенного пункта Гай в Шаро-Аргунском ущелье боевики устроили базу, укрепили ее, занимаются перегруппировкой и накоплением сил, терроризируют местное население. На складе боеприпасов боевиков предположительно могли быть противозенитные ракетные комплексы «ИГЛА».

Подполковнику Родобольскому было приказано возглавить группу из 6 вертолетов в составе 4 Ми-8 для высадки десанта в количестве 60 человек и 2-х вертолетов огневой поддержки Ми-24.

Рано утром 11 января 2002 года группа вылетела к месту проведения операции. При подходе к указанному району командир указал экипажам район барражирования, а с вертолетами огневой поддержки продолжил полет с целью выявления огневых точек. При выходе на базу боевиков по вертолету был открыт плотный огонь из стрелкового оружия. Произвели два выстрела из гранатомета. Радобольский ушел из-под огня.    Экипажам вертолетов огневой поддержки были даны целеуказания  на поражение огневых точек боевиков. После этого командир группы указал точные координаты безопасного десантирования, посадил вертолет в тылу боевиков, высадил спецназовцев. Он лично возглавил атаку  вертолетной группы, которая залпами накрыла места скопления боевиков.

В ходе боя появились раненые. Подполковник Родобольский, получив об этом доклад, с вертолетом прикрытия проследовал в район высадки десанта. Маневр для захода на посадку  был выполнен мгновенно и неожиданно для боевиков. Пока вертолеты поддержки обрабатывали их позиции, Игорь Родобольский удерживал вертолет в воздухе, который едва касался площадки двумя колесами. Он понимал, что времени на эвакуацию катострофически мало. По вертолету открыли огонь, несколько пуль прошили десантное отделение. Но только после погрузки тяжело раненных на борт командир экипажа произвел взлет. Боевики пустили ракету. Но Радобольский был начеку, и ракета, так и не захватив цель, ушла в горы. В бешеной злобе бандиты открыли по вертолету огонь из пулеметов и гранатометов. Первая очередь   прошла по кабине вертолета, экипаж спасли бронеплиты, прикрепленные к кабине, но несколько пуль все-таки повредили приборную доску, в результате чего отказала часть навигационных приборов.  Осколок  бронеплиты ударил командиру в руку. Собрав всю волю в кулак, подполковник Родобольский  стал набирать высоту. В это время граната, выпущенная из гранатомета, попала в один из несущих винтов. Вертолет затрясло, и тряска стала стремительно нарастать.

Согласно инструкциям экипажу в таких условиях разрешается покидать вертолет. Но, осознавая, что на борту раненые, командир, рискуя жизнью, продолжил полет. Нужно было дотянуть до ближайшего расположения войск. На почти неуправляемом вертолете он благополучно совершил посадку. Позже, осмотрев вертолет, в лопастях и фюзеляже обнаружили 24 пробоины.

Благодаря героизму и мужественным действиям подполковника Родобольского были сохранены жизни экипажа и тяжело раненных бойцов спецназа, сохранена дорогостоящая  авиационная техника. В результате боя  36 боевиков было уничтожено, захвачено 4 ПЗРК «ИГЛА» (которые могли сбить равное число самолетов или вертолетов).

За мужество и героизм, проявленные в ходе операций по уничтожению бандитских формирований на территории Чеченской Республики подполковнику Игорю Олеговичу Родобольскому присвоено звание Героя Российской Федерации.

…Он медленно шел по принаряженному в честь праздника залу. И взгляды молодых летчиков были прикованы к нему. На мундире сияла Звезда Героя России. А ниже располагались три ордена Мужества…

 Владимир Дробышевский