НА ГЛАВНУЮ
Архив:
 

НАША ВЛАСТЬ: ДЕЛА  И  ЛИЦА №2 (38) 2004

СОТРУДНИЧЕСТВО

РОССИЯНИН БЕЛОРУСУ БРАТ, ИНОСТРАНЕЦ ИЛИ... РЕЗИДЕНТ?

9 сентября минувшего года исполнилось 10 лет со дня подписания первых документов об экономическом союзе Белоруссии с Россией. Правда, при белорусском премьер-министре Вячеславе Кебиче этим дело и ограничилось. Прорыв произошел годом позднее, когда только что избранный президент Александр Лукашенко ликвидировал таможни на границе с Россией. Москва, не мешкая, совершила аналогичный ответный шаг, и сотни тысяч людей по обе стороны границы вздохнули с облегчением. Белорусы со дня на день ожидали перехода на российский рубль и мысленно прощались с так и не ставшими милыми сердцу "зайчиками". На это стремительное сближение с завистью и надеждой взирали жители прочих стран СНГ...

В каких же отношениях с правовой точки зрения пребывают россияне и белорусы сегодня? Какие выгоды получили мы от совместного проживания в Союзном государстве, помимо свободного передвижения людей и грузов? Имеют ли преимущества граждане России в Белоруссии перед другими иностранцами? В чем выигрывают граждане Белоруссии в России по сравнению с гражданами Азербайджана, Литвы или Великобритании?

Въезд белорусов в Россию и россиян в Белоруссию не требует ни виз, ни каких бы то ни было иных формальностей. В поезда, идущие туда и обратно, ни таможенники, ни пограничники даже не заглядывают. Когда стюардесса на борту воздушного лайнера раздает бланки миграционных карт подлетающим к Москве иностранцам, белорус спокойно продолжает смотреть фильм или листать журнал: белоруса процедура заполнения бланка совершенно не касается.

Еще больше привилегий имеет белорус, официально приглашенный в Россию на работу. Ему не нужно обращаться в Миграционную службу за разрешением и уплачивать миграционную пошлину, благодаря чему экономия составляет примерно $100 плюс сэкономленные время и нервы. Работодателю, нанимающему белоруса, также не требуется разрешение на привлечение иностранной рабсилы. Россияне в Белоруссии пользуются аналогичной привилегией с той разницей, что белорусская сторона никаких миграционных карт пока не вводила.

И белорус в России, и россиянин в Белоруссии, наравне с прочими иностранцами обязаны в трехдневный срок зарегистрироваться по месту проживания. В России - в отделе виз и регистраций (ОВИР), в Белоруссии - в паспортно-визовой службе (ПВС). Процедура для всех иностранцев в целом одинакова, и за постояльцев гостиниц и общежитий ею занимаются администраторы и коменданты. Сложнее приходится лицам, гостящим у знакомых или снимающим квартиры,- тут уж приходится столкнуться с постсоветской бюрократией во всей ее "красе".

Прежде всего прописанные в квартире граждане - все до единого! - дружно направляются в паспортный стол домоуправления (ДЕЗа, ЖЭКа, РЭУ и т.п.), где собственноручной подписью заверяют заявление с просьбой позволить "импортному" гостю присутствовать в их жилище. Тут же необходимо авансом оплатить коммунальные услуги, которыми - теоретически! - будет пользоваться гость на протяжении пребывания. Лишь после этого владелец квартиры получит копию своего финансово-лицевого счета, необходимую для дальнейших действий.

Теперь наступает черед гостя мыкаться. Вместе с паспортом, упомянутыми заявлением и копией счета он шагает в российский ОВИР или белорусский ПВС, не забывая по дороге оплатить в банке пошлину за регистрацию (впрочем, это совсем недорого: в Москве, например, 20 рублей). ОВИР и ПВС - близнецы-братья по очередям, длина которых порой потрясает воображение. Достаточно сказать, что в московских ОВИРах желающие зарегистрироваться составляют списки и каждые четыре часа проводят переклички, как в приснопамятных советских стояниях за мебельными гарнитурами. И так - через каждые три месяца. В России привилегия для белорусов состоит лишь в том, что "обычный" мигрант получает отметку о регистрации на оборотной стороне выездной части (талон "В") миграционной карты; белорус же получает довесок к своему паспорту в виде справки о регистрации.

Без очереди и на срок до года регистрируют лишь белорусов и россиян, официально прибывших на работу. В доказательство этого необходимо предъявить в ОВИРе или ПВС ходатайство работодателя и копию контракта с ним. Граждане всех других стран не могут воспользоваться подобным упрощенным порядком регистрации: им требуются разрешения Миграционной службы, о чем говорилось выше.

Но это, так сказать, лирика, цветочки. Россияне, работающие в Белоруссии, подвергаются повышенному налогообложению наряду с украинцами, турками и прочими нерезидентами. Именно так на языке Налогового кодекса называются лица, проживающие в стране менее 183 дней в календарном году. Соответственно, и белорусы в России платят подоходного налога дискриминационных 30% вместо обычных 13% - в точности как нерезиденты из Германии или Польши. Вместе с тем нерезидент есть нерезидент: он не имеет права на бесплатную медицину и образование.

Дальше - больше. "Соглашение между правительством Республики Беларусь и правительством Российской Федерации об избежании двойного налогообложения..." вступило в силу более семи лет назад, однако вот это самое двойное налогообложение процветает, по крайней мере в Белоруссии. Дело в том, что в законе братской страны о подоходном налоге сказано: "Суммы подоходного налога, уплаченные за границей в соответствии с законодательством иностранных государств гражданами Республики Беларусь... засчитываются при уплате ими подоходного налога в Республике Беларусь при условии, если представлены заключение или справка, подтвержденные налоговой службой соответствующего иностранного государства".

В российском законодательстве ничего о заверении таких справок не говорится. Поэтому инспекции Министерства по налогам и сборам поступают по своему усмотрению: где-то заверяют трудящимся в поте лица белорусам справки "просто так", где-то намекают за лишний росчерк пера "позолотить ручку", а где-то отказываются от этого росчерка наотрез, поскольку "не положено". По возвращении домой белорус в течение месяца обязан доложить в налоговую инспекцию обо всех полученных за рубежом доходах и... вновь уплатить налог - на сей раз уже с оставшейся после российского 30-процентного налогообложения суммы. Так, если белорусский строитель заработал в Москве 1000 рублей, то получит на руки 700 рублей, с которых в Белоруссии удержат еще 9% (т.е. 63 рубля), после чего в кармане бедолаги останется только 637 целковых.

Таково лишь одно, но весьма характерное противоречие между законодательствами партнеров по Союзному государству. Неудивительно, что и россияне в Белоруссии, и белорусы в России всеми правдами и неправдами скрывают полученные за рубежом доходы от налоговых органов. С другой стороны, они стремятся превратиться в резидентов, дабы подвергаться налогообложению на общих основаниях. Для подобной "легализации" требуется подтвердить проживание в данной стране в течение более шести месяцев, поэтому приобретение липовых справок о регистрации является своеобразным ответом народа бюрократам. Впрочем, справка о регистрации полезна и в повседневной жизни, поскольку избавляет от произвола со стороны милиции. К примеру, отсутствие московской регистрации обходится обычно нарушителю в сторублевую взятку; потрепанные нервы не в счет.

Приходится с огорчением констатировать, что первое десятилетие интеграции России и Белоруссии по большому счету не оправдало чаяний рядовых россиян и белорусов, большинство из которых, по данным многочисленных опросов, желают жить в одном государстве. Поэтому оставим пока в стороне мечту о едином гражданстве и единой стране: россиянин и белорус по-прежнему друг для друга иностранцы. Однако существует ли объективная, так сказать, "производственная" необходимость объединить рынки рабочей силы наших стран, уравнять в правах россиян с белорусами как при трудоустройстве, так и при налогообложении?

России ежегодно недостает ориентировочно полутора миллионов пар рабочих рук, и это число имеет тенденцию к росту по мере экономического подъема, снижения численности и старения собственного населения. Сегодня эту брешь закрывают нелегалы, с которых государство не имеет ни копейки налоговых поступлений. Причем значительную часть нелегалов составляют южане - жители наркопроизводящих регионов и регионов с высокой террористической активностью. Что мешает взамен сомнительных гостарбайтеров с сомнительной квалификацией привлечь на абсолютно законных основаниях старательных и дисциплинированных братьев-славян из Белоруссии?

В свою очередь, Белоруссия также заинтересована в работе своих граждан за пределами республики. Частный сектор там гораздо уже российского: до половины всей розничной торговли и сферы бытовых услуг по-прежнему остаются государственными. Соответственно мало мелких и средних предпринимателей, которые в России являются ведущими работодателями. Между тем преимущества белорусской рабочей силы оценили уже и крупные компании: "легионеров" из страны белых аистов можно встретить сегодня в штабах "Лукойла", "Сибура", других именитых фирм. Однако пока это лишь исключения из правил, ведь "легионерам" приходится выдерживать многоступенчатые, длительные испытания в процессе собственной легитимации.

Между тем решение проблемы не требует ни проведения референдума, ни инвестиций, ни сложного законотворчества, ни утраты суверенитета Белоруссией, ни снабжения ее российскими энергоносителями по льготным ценам, ни каких бы то ни было вообще материальных или моральных затрат. Слава богу, президенты встречаются друг с другом не раз и не два в году. Много ли нужно? Раунд переговоров на высшем уровне да поручения в министерства по налогам и сборам обеих стран. А уж парламенты мигом внесут соответствующие изменения в Налоговые кодексы. Пускай белорусы устраиваются в России на работу на тех же основаниях, что и россияне. Пускай россияне трудятся на белорусских предприятиях, обладая теми же правами, что и белорусы (несмотря на нехватку высокооплачиваемых рабочих мест в целом по Белоруссии, там работают тысячи граждан России, но зачастую тайком, на птичьих правах).

Этот шаг приведет к обоюдному сокращению безработицы и увеличению налоговых поступлений, упростит поиск кадров и повысит выживаемость простого люда, прибавит популярности политикам и покажет скептикам, что договор о Союзном государстве - не декларация о намерениях, а реально работающий документ. Давным-давно пришло время стать друг другу если не согражданами, то по крайней мере резидентами. Когда это случится, российско-белорусский народ большое спасибо скажет. Как-никак, братьями мы стали много веков назад.

Александр Черницкий