НА ГЛАВНУЮ
Архив:
 

НАША ВЛАСТЬ: ДЕЛА  И  ЛИЦА №12 (35) 2003

№12
2003 г

ЗАКОНОТВОРЧЕСТВО

Сергей Миронов, Председатель Совета Федерации

Время динамичных преобразований

10 лет деятельности Совета Федерации – не простой юбилей. Сразу хочется отметить, что это был очень сложный период становления государственности и укрепления политической стабильности в российском обществе. И сейчас, окидывая его взглядом, нельзя не признать, что для Совета Федерации этот период стал временем динамичных преобразований.

Оценивая результаты работы нашей палаты за прошедшие десять лет, мы можем сказать, что Совет Федерации справился со сложной и ответственной миссией, возложенной на него временем.

Совет Федерации призван разделить ответственность прежде всего  за ситуацию в сфере обеспечения государственного суверенитета и территориальной целостности, режима конституционной и общей законности и правопорядка, стабильности федеративных и межнациональных отношений, а также политико-территориального устройства Российской Федерации. Не случайно в порядке формирования Совета Федерации реализован территориальный принцип, а корпус его членов представляет региональный срез российского общества.

В то же время Конституция России установила и сферу совместной компетенции обеих палат Федерального Собрания, наделив их в равной степени ответственностью за обеспечение стабильности Основного Закона страны, формирование системы федерального законодательства и осуществление парламентского контроля за деятельностью исполнительной власти. 

В этом контексте представляется уникальной, но вполне обоснованной российская конституционно-правовая модель формирования Совета Федерации, в который входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти.

В целях оптимального выражения Советом Федерации общенациональных и региональных интересов за десять лет существования трижды менялся порядок его формирования.

Совет Федерации образца 1994–1995 годов формировался прямыми выборами, 1996–2001 годов – на основе принципа вхождения по должности и, наконец, с начала 2002 года палата полностью перешла на порядок избрания и назначения ее членов органами законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации. При активном участии Совета Федерации удалось значительно повысить результативность законодательной деятельности и законодательного процесса в целом. Если ранее Совету Федерации приходилось отклонять 20–30% рассматриваемых им законов, а в итоге длительных согласований вступало в силу около 75% законов, принятых Государственной Думой, то теперь Совет Федерации отклоняет менее 4% законов, а в итоге вступает в силу около 95% законов, принятых обеими палатами Федерального Собрания. Лишь в 2% случаев за весь период деятельности Государственная Дума преодолевала вето Совета Федерации. Следует отметить, что эти результаты достигнуты отнюдь не за счет ослабления требований Совета Федерации, а благодаря серьезным и эффективным усилиям по совершенствованию законодательной деятельности.

Мы достигли такого уровня отношений с Государственной Думой, когда согласование интересов и устранение разногласий между палатами превратились в источник движения вперед в процессе обеспечения эффективности и действенности федеральных законов.

Существенно активизировалась и деятельность комитетов и комиссий Совета Федерации, заседания которых теперь проводятся еженедельно. Новый порядок формирования Совета Федерации позволил решить целый ряд важных и актуальных задач. В том числе:

принять активное участие в создании системной правовой основы развития реформ и условий для стабильного государственно-политического и социально-экономического развития страны;

повысить качество принимаемых законов, в первую очередь законов, подлежащих обязательному рассмотрению палатой, а также законов по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации;

улучшить взаимодействие с федеральными органами государственной власти, и в первую очередь с Государственной Думой Российской Федерации;

укрепить роль Совета Федерации в единой системе государственной власти и на международной арене. 

Но и сегодня вопрос об оптимальной модели формирования Совета Федерации, обеспечивающей необходимое сочетание общегосударственных и региональных интересов, а также конституционного принципа представительства субъектов Российской Федерации и демократической процедуры выборов, пока еще не закрыт.

Но главное, что показала жизнь, – на всех стадиях своего формирования Совет Федерации соответствовал своему конституционному предназначению и закономерности развития конституционных государств. Наша палата Федерального Собрания постоянно, при любых обстоятельствах являлась институтом интеграции и консолидации субъектов Федерации, обеспечивала баланс региональных и национальных интересов России, демонстрировала взвешенность, стабильность и ответственность при принятии важнейших государственных решений.

Все составы членов Совета Федерации многое сделали для возрождения России. Они последовательно служили укреплению парламентской демократии, отстаивали целостность государства.

В целях улучшения взаимодействия Совета Федерации с исполнительными органами государственной власти были проведены рабочие встречи со статс-секретарями – заместителями (первыми заместителями) руководителей федеральных органов исполнительной власти. Эти встречи стали первыми в работе Совета Федерации с 1998 года. На них были сформированы основные направления взаимодействия, намечены программы совместной работы.

Кроме того, в рассматриваемый период Совет Федерации выполнил и свою важную роль в проведении взвешенной кадровой политики. С его непосредственным участием был сформирован состав судей нового Конституционного суда Российской Федерации.

Известно также о той положительной роли, которую сыграла позиция Совета Федерации при назначении на должность Председателя Правительства Российской Федерации в период финансового кризиса осенью 1998 года. И этот ряд может быть продолжен.

Сейчас наше государство как социальный институт переживает непростое время реформ. В этой связи весьма актуальным является рассмотрение проблем становления государственной службы России, призванной обеспечить устойчивое функционирование государства как единого целого в интересах всего общества, вне зависимости от политической ситуации.

Членами Совета Федерации также были испытаны разнообразные формы проработки и принятия важнейших решений, привлечения  к ним научного и экспертного сообщества. Многие предложения, например, в области государственного строительства, социально-экономического развития России до сих пор не утеряли своего значения и актуальности. Достаточно отметить, что именно Совет Федерации в свое время предлагал ввести институт федерального вмешательства при нарушении руководителями субъектов Российской Федерации Конституции РФ и федеральных законов, настаивал на укреплении вертикали государственной власти и последовательно проводил идею о разграничении сфер компетенции между уровнями государственной власти не договорами, а федеральными законами. И сейчас, спустя 10 лет, пришло время практической реализации этих и многих других наработок.

Под эгидой Совета Федерации были учреждены и активно проводились Санкт-Петербургский и Байкальский экономические форумы, установлены обширные межпарламентские связи, ставшие важнейшим механизмом международного диалога, укрепления международного сотрудничества, вхождения России в мировое политическое, экономическое и культурное сообщество.

Совет Федерации уделял и уделяет все большее внимание формированию собственной концептуальной позиции по стратегическим вопросам государственно-правового и социально-экономического развития России, совершенствования российского законодательства.

На качественно новый уровень вышла деятельность Совета Федерации на международной парламентской арене. Новая стратегия развития сотрудничества с международными парламентскими организациями способствует более эффективному продвижению интересов России в международных парламентских кругах и заметному росту авторитета Совета Федерации и его членов.

Приоритетное внимание в этой сфере уделяется взаимодействию с парламентами стран–членов Содружества Независимых Государств, ориентации этих отношений на длительную перспективу, расширению диапазона стратегического взаимодействия, законодательному обеспечению интеграционных процессов, сотрудничеству в области трудовой миграции, защите прав граждан России, укреплению статуса русского языка как языка межнационального общения. Важнейшим направлением этой работы является реализация договоренностей с Белоруссией, Казахстаном и Украиной о создании Единого экономического пространства. По этому вопросу состоялись и начинают приносить свои плоды обстоятельные консультации с руководителями этих стран. 

Особое место в деятельности Совета Федерации всегда занимал вопрос о совершенствовании форм и методов его взаимодействия с региональными парламентами.

По общей инициативе Совета Федерации и законодательных органов государственной власти абсолютного большинства субъектов Российской Федерации был создан Совет по взаимодействию Совета Федерации с законодательными органами государственной власти субъектов Российской Федерации –  Совет законодателей.

Работа этого органа прежде всего направлена на создание единого правового поля России, решение проблемы главенства Конституции и федеральных законов на всей территории страны. В рамках Совета создана Комиссия по мониторингу законодательства и правоприменительной практики, целью которой является непрерывное отслеживание проблемных ситуаций, подлежащих законодательному урегулированию.

Значимость деятельности Совета законодателей подтверждена активным участием Президента России В.В. Путина в его учреждении и работе. В том числе 9 декабря этого года глава государства принял участие в состоявшемся в Кремле пятом заседании Совета законодателей на тему “10-летие Конституции Российской Федерации: достижения и перспективы развития регионального законодательства”. 

Не менее важным является и укрепление общественных связей Совета Федерации. В целом можно считать, что Совету Федерации удалось без каких-либо сбоев перейти к новой модели функционирования палаты, освоить роль, возложенную на него на современном этапе развития страны. 

Вместе с тем у нас, безусловно, имеются определенные планы по дальнейшему совершенствованию деятельности Совета Федерации, повышению эффективности реализации его конституционных полномочий. Нам предстоит продолжить и укрепить конструктивное взаимодействие с вновь избранным корпусом депутатов Государственной Думы четвертого созыва. Не до конца решена проблема эффективного участия в федеральном законодательном процессе субъектов Российской Федерации. Требует постоянного внимания вопрос системности формируемого законодательства Российской Федерации, включая его федеральную и региональную составляющие. Представительный орган, как ни одна другая организация, нуждается в целенаправленных и последовательных усилиях по его совершенствованию и развитию.

Именно такой подход дает основание корпусу парламентариев ставить перед собой новые, еще более масштабные задачи по укреплению и развитию Российской Федерации как современного и подлинно демократического государства.