НА ГЛАВНУЮ
Архив:
 

НАША ВЛАСТЬ: ДЕЛА  И  ЛИЦА №11 (35) 2003

№11
2003 г

ВЛАСТЬ И БИЗНЕС

ПРОБЛЕМЫ И РЕШЕНИЯ

Легко ли быть олигархом в России?

Отношения власти и крупного капитала в современной России традиционно были непростыми. Это несложно понять, если учитывать различие их основных целей. Капитал по определению космополитичен, он стремится туда, где выгоднее. Власть (кроме отдельных случаев, которые сейчас не рассматриваются) должна быть патриотичной, чтобы заставить бизнес работать на благо общества и государства. В «развитых капиталистических странах» эта проблема решена посредством заключения своеобразного общественного договора. В России подобные попытки предпринимались неоднократно, но ни одна из них не была доведена до логического конца. Отсюда периодически возникающие «эксцессы» в отношениях между государством и бизнесом.

Два пути

Молодой российский капитализм, миновав «младенческий», а затем сразу «дикий» периоды своего развития, к 1995 г., казалось бы, прочно стал на государственно-монополистические «рельсы». Адептами этого пути развития выступали члены могущественной тогда «группы А. Коржакова – М. Барсукова – О. Сосковца». Последний по мере сил отстаивал интересы тяжелой промышленности, в первую очередь оборонки, двое остальных активно вмешивались в деятельность сырьевых компаний, пытались «курировать» нефтеэкспортеров. Все трое считали необходимым и даже полезным тесное взаимодействие между властью и капиталом. Точнее, воздействие власти на капитал. Это очень не нравилось многим представителям крупного бизнеса, считавшим себя вправе диктовать условия власть предержащим.

«Власть должна обслуживать интересы крупного капитала» – эта формулировка одного из олигархов, могущественного в то время и опального сейчас, стала своеобразным девизом противников государственно-монополистического пути. В конце концов, они, использовав удобный момент – президентские выборы 1996 г., нанесли решающее поражение О. Сосковцу, А. Коржакову и его сторонникам.

Примерно с конца 1996 г. для олигархов наступили «золотые времена». Названная выше формула стала своеобразным руководством к действию как для олигархов, так и для властей. Собственно, грань между ними все больше стиралась. Наиболее известный пример, иллюстрирующий эту закономерность, – кресло вице-премьера, отданное Владимиру Потанину, случайно или нет, в период проведения залоговых аукционов.

Евгений Примаков, став во главе Правительства после августовского кризиса 1998 г., пытался «прижать» к тому времени вполне познавших вкус почти неограниченной свободы олигархов и добился на этом поприще определенных успехов. Отставка помешала г-ну Примакову продолжить начатое, а сам он вместе с Юрием Лужковым оказался под огнем критики со стороны вскормленных олигархами «телекиллеров». Не в последнюю очередь за свою прошлую деятельность.

Став Президентом России, Владимир Путин предложил крупному бизнесу социальный контракт, основные условия которого сводились к следующему: бизнесмены исправно платят налоги и зарплаты своим работникам, не вмешиваются в большую политику и тем более не диктуют свои условия политической элите страны, а также отказываются от коррупции как средства отстаивания собственных интересов. Власти со своей стороны не пересматривают итоги приватизации, упрощают взаимоотношения предпринимателей с проверяющими органами, учитывают их (бизнесменов) мнения при формировании экономической политики государства. Не менее важным было и начало диалога власти и бизнеса, как прямого (встречи Президента с предпринимателями), так и опосредованного (через РСПП и другие подобные структуры).

Достигнутый компромисс в целом соблюдался обеими сторонами. Исключения, конечно же, были. Прежде всего это «дела» Б. Березовского и В. Гусинского. Впрочем, «разгром» обоих олигархов был встречен политической и деловой элитой страны если не с одобрением, то с пониманием. И Березовский, и Гусинский открыто говорили о неприятии политики нового Президента и о необходимости смены политического режима. Можно вспомнить также и нашумевшее в свое время «дело СИБУРа». Тогда, впрочем, «силовикам» дали команду остановиться. В целом консенсус между властью и крупным капиталом был довольно устойчивым. Теперь же о нем можно говорить лишь в прошедшем времени.

Игра без правил или новые правила игры?

Болезненная и в целом негативная реакция деловой и части политической элиты страны на начавшееся еще летом «дело ЮКОСа» и особенно на арест Михаила Ходорковского вызвана не столько озабоченностью судьбой своего коллеги, сколько пониманием того, что высшее руководство страны фактически отказывается от действовавшего соглашения с бизнесом.

О том, что решение об аресте М. Ходорковского принималось на высшем политическом уровне, свидетельствуют как обстоятельства самого ареста, так и неосведомленность многих высокопоставленных лиц в Администрации Президента, Правительстве РФ и пр. На механизм принятия решения, может быть, и не стоило бы обращать особого внимания, если бы не одно «но»: арест одного из крупнейших российских бизнесменов способствовал переходу всего «дела ЮКОСа» в совершенно новую стадию. Так же как и отношения власти и крупного бизнеса вообще: отныне возврат к существовавшему прежде статус-кво объективно невозможен. Образно говоря, власть (часть политического руководства страны) оказалась бегущей впереди паровоза: нельзя не только вернуться назад (т.е. признать свою неправоту в конкретном случае), но и оставаться на месте. К делу М. Ходорковского приковано внимание не только российского, но и мирового общественного мнения. Требуется довести это дело до логического конца, коим окажется судебное решение. В противном случае – при затягивании дела – власть предержащие подрывают собственный имидж, но объективно работают над улучшением имиджа г-на Ходорковского. В более широком смысле – нельзя сохранять отношения с крупным бизнесом в подвешенном состоянии. Это опасно для всей страны, почему именно – объяснять, как кажется, не особо нужно.

Короче, взяв инициативу в свои руки, власти оказались вынужденными, сохранив за собой эту самую инициативу, довести дело до конца. Причем по возможности в максимально сжатые сроки. Похоже, что сценарий выхода из ситуации у властей имеется. Более того, она готова предложить бизнесу новый социальный контракт. По крайней мере, есть признаки, указывающие на это.

Договор или «приговор»?

Отечественные деловые круги не оставляют своих попыток заключить с политическим руководством страны новое соглашение о «правилах игры». Соответствующие попытки предпринимались неоднократно. Одна из последних – общественный форум в Нижнем Новгороде (23–25 октября) с участием представителей РСПП, «Деловой России» и «Опоры России», а также нескольких высокопоставленных государственных деятелей. Активное участие в подготовке мероприятия принял Александр Волошин. Ему, однако, не удалось добиться от Владимира Путина согласия участвовать в этом форуме. А присутствовавшие на нем чиновники не приняли участие в семинаре «Власть и бизнес».

25 октября был арестован Михаил Ходорковский, затем последовали отказ Президента от встреч с представителями РСПП, от «торговли» вокруг деятельности правоохранительных органов, призывы «прекратить истерику» и просьбы к членам Правительства «не втягиваться в дискуссию».

Похоже, что власть к настоящему времени почувствовала себя достаточно сильной, чтобы не просто заключить с бизнес-элитами новый «социальный контракт», но продиктовать ей свои условия. Их принятие является «допуском к переговорам», а впоследствии они же должны стать пунктами будущего договора.

Условия, надо сказать, довольно жесткие. Прежде всего деятельность правоохранительных органов никакому обсуждению и тем более публичному осуждению со стороны не подлежит. Далее, арестованные к настоящему времени предприниматели остаются в заключении до решения суда. И наконец, остающиеся на свободе предприниматели должны добровольно отказаться от используемых ими схем минимизации налогов, пусть эти схемы остаются пока вполне законными.

В ответ бизнесменам обещаны борьба с коррупцией и отказ от пересмотра условий приватизации. То есть речь идет фактически о тех же обязательствах, что власти брали на себя ранее. Одновременно власть продемонстрировала готовность выполнить обещанное. Находясь в Риме, Владимир Путин заявил о недопустимости «разрушения» ЮКОСа, одновременно неодобрительно отозвавшись о деятельности главы Минприроды Виталия Артюхова, начавшего было активный пересмотр выданных компании лицензий. Более значимым «сигналом» стало назначение на руководящие посты в АП представителей «либеральной», а не «силовой» группировки.

Очевидно, что олигархи примут предложенные им условия. В принципе в них нет ничего необычного. Действительно, вряд ли уместен в любой ситуации «торг» по поводу действий правоохранительных органов. И мера пресечения в виде ареста – также нормальная практика. В общем, ничего необычного. Но есть нюанс: политическая компонента происходящего прямо-таки бросается в глаза.

Василий Андреев