|
ТЕМА НОМЕРА
|
Во всем мире под промышленной политикой понимают меры, нацеленные на повышение конкурентоспособности национальной индустрии. Однако в России засилье либеральных фундаменталистов, считающих смыслом своего существования изгнание государства из экономики, пусть даже ценой отказа от исполнения его неотъемлемых обязанностей, на долгие годы превратило сам этот термин в ругательство. Лишь около года назад он был возвращен в обиход усилиями тогдашнего вице-премьера Бориса Алешина. К сожалению, попытки последнего повысить конкурентоспособность России не принесли результатов. Сегодня интерес к промышленной политике разбужен в силу страха бизнеса, в первую очередь крупного, перед хаотическим, агрессивным и безнаказанным вымогательством со стороны представителей «силовой олигархии». Утратив возможность партнерства с государством, предприниматели лихорадочно ищут темы для диалога, надеясь, что смогут восстановить свое влияние и, соответственно, безопасность за счет вовлечения чиновников в обсуждение актуальных вопросов экономической политики. Сомнительность надежд такого рода, как и провал прежних попыток разработать и реализовать промышленную политику, не должны заслонять ее объективную необходимость. |
Основой промышленной политики должна стать Программа развития производительных сил — некий аналог ленинского плана ГОЭЛРО. Прежде всего она должна определять направление развития инфраструктуры, задающей условия развития национального бизнеса.
Программа должна включать в себя конкретные, предусматривающие действенные механизмы реализации: Энергетическую стратегию, нацеленную на максимально эффективное использование энергоресурсов, и Транспортную стратегию, обеспечивающую запуск транзитных железнодорожных и комбинированных маршрутов при одновременном срыве любой ценой транзита в обход России, а также форсированное развитие автомобильных перевозок.
Важным элементом Программы должна быть и Технологическая стратегия, определяющая, какие технологии государство будет развивать, а какие — импортировать, и задающая ориентиры политике в сфере образования и миграции.
Наконец, отдельным блоком должна стать подпрограмма развития депрессивных регионов, включающая общественные работы, создание дополнительных рабочих мест и переквалификацию.
Инструмент реализации Программы развития производительных сил — система госгарантий и инвестиционных кредитов при жестком контроле за ними. После нескольких демонстративно жестоких наказаний за хищения такой контроль реально заработает. Этот подход соответствует степени развития рынка в России и мотивации частного капитала, который в необходимых масштабах в инфраструктуру в обозримом будущем не пойдет.
Программа должна прежде всего стимулировать инвестиции сырьевой ренты ее нынешними обладателями в необходимые обществу проекты, включая систему ЖКХ и другие инфраструктурные отрасли, а также газодобычу и новые, высокотехнологичные производства.
Источниками госгарантий должны стать бюджетный профицит, избыточная с точки зрения обеспечения стабильности валютного рынка часть золотовалютных резервов, неиспользуемые остатки средств федерального и регионального бюджетов (в сумме это дает более $50 млрд.), а также кредиты госбанков, пенсионные взносы, ограничение масштабов воровства и неэффективного использования бюджетных средств.
Использование пенсионных взносов в накопительную систему в качестве гарантий коммерчески эффективных среднесрочных капиталоемких проектов модернизации (в первую очередь ЖКХ) позволит решить проблему гарантирования их сохранности. Варварская практика «замораживания» якобы избыточных денег ради улучшения статистики инфляции будет прекращена. Деньги России должны работать на ее граждан.
Для реализации Программы развития производительных сил должны быть созданы Банк развития (на базе Сбербанка: деньги населения должны идти на модернизацию страны, а не на спекуляции с займами федерального бюджета) и непосредственно управляющая проектами Корпорация развития.
Государство должно регулировать сферы, в которых рыночное саморегулирование не существует либо недостаточно. Сегодня в эту категорию попадает значительная часть инвестиционной сферы.
Основные каналы стимулирования инвестиционного спроса — гарантии и инвестиционные кредиты госбанков, покупка Центробанком нерыночных госбумаг с последующим инвестированием средств (в том числе через госбанки), переучет Центробанком векселей экспортеров, получателей госзаказа и операторов согласованных с государством инвестиционных проектов.
Главным приоритетом должно стать развитие информационных и связанных с ними технологий. В то же время следует установить и группу приоритетных направлений, которые, подобно «локомотивам», смогут обеспечить развитие значительных секторов экономики. Это реконструкция автомобильных дорог, производство автомобилей и сложной бытовой техники, строительство типового жилья, распространение технологий энергосбережения, переработка сельхозпродукции, сохранение и развитие высоких технологий, в первую очередь в ходе модернизации ЖКХ и инфраструктуры в целом, развитие внутреннего туризма.
Необходима комплексная модернизация военно-промышленного комплекса путем развертывания широкомасштабного производства современных, уже подготовленных для производства, и возобновления разработки новых систем вооружений. Большое значение имеет и сокращение мобилизационных мощностей до необходимого с учетом современных условий минимума.
Стимулировать экспорт продукции высокой степени переработки следует при помощи стандартных общепринятых мер — государственных гарантий, кредитов, страхования экспортных контрактов, дипломатической поддержки.
Малый бизнес — естественный «локомотив» экономики. Более всего он нуждается сегодня в защите от произвола монополий, вымогательства чиновников, силовых структур и криминала. В то же время льготы малого бизнеса должны быть увеличены за счет расширения самого понятия «малый бизнес» до масштабов развитых стран Европы.
Необходимо дать инвесторам гарантии неухудшения всех определяемых государством условий их деятельности, включая обязательные платежи в бюджет, в течение первых 5 лет реализации каждого проекта.
В то же время уровни цен, затрат и зарплат придется еще длительное время регулировать переговорами между производителями и потребителями при посредничестве правительства в рамках межотраслевых коллективных соглашений и соглашений между работодателями, правительством и профсоюзами.
Разумеется, государство должно предоставлять свою поддержку бизнесу на четко оговоренных условиях. Предприятия — получатели госпомощи (даже если государство не дает деньги, а вводит защитные тарифы, или помогает в реструктуризации отрасли, или содействует повышению качества бизнеса), обязаны брать на себя встречные обязательства по удовлетворению общественных интересов и отвечать перед государством, в том числе и своим имуществом, за их исполнение. В частности, введение контроля за структурой затрат и рентабельностью должно стать непременным условием получения предприятиями государственного содействия.
Дело «ЮКОСа» и возможное введение компенсационного налога (разницы между реальной стоимостью предприятия в момент приватизации и ценой, на деле уплаченной за него) вновь ставит на повестку дня давно, казалось бы, утративший актуальность вопрос о реструктуризации задолженности предприятий перед бюджетом. При ее проведении следует формировать крупные корпорации, охватывающие технологически связанные цепочки предприятий и ликвидирующие посредников.
Механизмы такого формирования могут быть различными. Прежде всего, это размещение счетов предприятий, реструктурирующих долг перед бюджетом, как и предприятий с государственным участием, только в банках — финансовых агентах государства, и передача пакетов акций предприятий, находящихся в государственной собственности и объединенных единством технологического процесса, в управление специализированным компаниям.
Не менее важно содействие (путем обучения кадров, предоставления методических материалов и юридической поддержки, а также внешнего давления, направленного на вытеснение посредников) формированию системы взаимодействия крупных предприятий с мелкими и средними, работающими по их заказам или потребляющими их продукцию.
Существенно, что при нарушении условий реструктуризации долга перед бюджетом контрольный пакет акций предприятия должен быть продан на аукционе, причем положение об этом и последующих действиях должно быть включено в соглашение о реструктуризации.
Если предприятие не куплено на аукционе, его контрольный пакет должен быть передан в госсобственность, долги предприятия заморожены на 5 лет, а предприятие передано во внешнее управление с разработкой плана оздоровления. Если этот план не утверждается органом госуправления либо нарушается, управляющая компания меняется, а деятельность прежней расследуется. Группы внешних управляющих, план которых не утверждается либо нарушается, лишаются права профессиональной деятельности до прохождения переподготовки за свой счет.
При погашении реструктурированных долгов и выполнении плана оздоровления внешние управляющие должны получать в собственность контрольный пакет акций, находящийся у государства, или его часть, пропорциональную возвращенному долгу. Таким образом предприятия перейдут к собственникам, на деле доказавшим свою эффективность.
В целом при подготовке планов оздоровления государство должно учитывать необходимость восстановления единых технологических комплексов, ограничения посредников, вывода предприятий из-под криминального контроля и формирования на этой основе крупных корпораций, являющихся партнерами государства и содействующих интеграции страны. Стратегическая цель — «выращивание» этих корпораций до общефедерального уровня и стимулирование их внешнеэкономической экспансии.
Михаил ДЕЛЯГИН, председатель президиума
научный руководитель Института проблем глобализации
доктор экономических наук