|
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЦЕНТР
|
Как известно, с крысами можно бороться двумя путями: либо их уничтожить, либо создать комитет по их уничтожению. Поскольку комитет будет, разумеется, кровно заинтересован в самосохранении, часть крыс всегда получит возможность избежать гибели. На трагедию в Беслане российская власть отвечает созданием сразу двух «комитетов» — федеральной комиссии по Северному Кавказу и министерства региональной политики. Вдобавок развернула расследование парламентская комиссия. |
Беслан похоронил не только заложников школы №1, но и реально показал недееспособность власти. Ее представители с маниакальным упорством занижали число заложников, а оперативный штаб даже не оградил от посторонних подступы к захваченной школе, не говоря уже о большем... Вот почему многие жертвы Беслана — это своего рода жертвы власти. Она же, пытаясь избежать ответственности, вновь подсовывает нам Шамиля Басаева. Правда, о его смерти проговорился 30 апреля 2002 года начальник российского генштаба: «Шамиль Басаев уничтожен, но пока не найден его труп». С тех пор Анатолий Квашнин к этой теме не возвращался: уж больно удобен виртуальный враг! Он «отвечает» за захват «Норд-Оста» и покушение на президента Ингушетии, а 22 июня Басаева даже якобы видели в Ингушетии среди боевиков. В сентябре появилось электронное письмо, в котором сей демон войны взял на себя убийство бесланских детей. Словно в гипнотическом трансе, все слепо этому верят, хотя последние видеозаписи Басаева сделаны не позднее весны 2002-го. Между тем современный терроризм немыслим без «работы на публику», без пиара.
Слабая и неповоротливая федеральная власть заставляет население все чаще вздрагивать от тех или иных неумелых своих действий. Бесланский провал подтолкнул Владимира Путина к инициативным и решительным шагам по укреплению государства. Заявив о масштабной реформе, которая вообще-то назрела давно (см., например, статьи «Самая естественная монополия» в №5 и «Великая тайна власти» в №6 «НВ»), президент по сути пошел ва-банк.
Однако окружение вновь, похоже, играет по своим правилам, чем порождает едва ли не все путинские риски. Первый из них — отсутствие объективной и достоверной информации о делах в нашей необъятной стране. Нет глубинного анализа, нет реального моделирования политических процессов в стране. Вместо этого — стремление «мониторить» среду российской жизнедеятельности. Отсюда и поспешные решения. Так, создается «парк» запасных кресел — губернаторских. Если все пойдет, как задумали «слуги народа», то уже со следующего года, например, очередного проштрафившегося министра или иного руководителя можно будет «разжаловать» в губернаторы. Вот тогда власть, по-видимому, станет окончательно независимой от граждан.
Они лишаются как права избирать глав регионов, так и права быть самими избранными. Скажем, если раньше любой москвич или питерец мог баллотироваться в мэры Москвы и, соответственно, Санкт-Петербурга, то теперь обе столицы возглавят лишь те, кого изберут городские законодатели по представлению президента. Та же ситуация и с руководителями всех субъектов России. При этом умиляет подлинное единодушие и всеобщее одобрение этих серьезных по своим последствиям нововведений. Между тем речь идет не о судьбе главы конкретного региона, а об отказе от сложившейся системы реального народовластия. Губернаторы, что и понятно, пожелали подобным образом выбирать мэров и глав муниципальных образований, т.е. представлять своих кандидатов на рассмотрение муниципальных парламентов. Этим ставится под сомнение дальнейшая судьба местного самоуправления, которое призвано было открыть новую эпоху в развитии российской демократии, причем при Путине.
Как известно, при первом президенте губернаторы поначалу назначались Кремлем, однако такой порядок был признан абсолютно негодным. Сегодня «придворные» толкователи с истовым рвением его реанимируют, хотя их аргументы не выдерживают критики и никак не связаны с усилением борьбы с терроризмом. А неготовность спецслужб к современным угрозам сваливают на Бориса Ельцина, который покончил со всевластием КГБ. Более того, недавно увлеченной астрологией публике федеральный телеканал подсунул даже такого виновника бед России, как... солнечная активность.
![]() |
Отмену прямых выборов «регионалов» можно было бы еще объяснить политической нестабильностью, однако все президентство Владимира Путина отмечается как раз-таки ростом стабильности и консолидацией общества. Что же касается террористов, то уж чего-чего, а захватывать политическую власть в государстве они явно не собираются. Другое доказательство «придворных» состоит в том, что избрание законодательными собраниями губернаторов из числа президентских кандидатов позволит не пустить во власть проходимцев. Однако уже давным-давно среди региональных лидеров нет совсем уж случайных людей: таких не поддержали бы ни крупный бизнес, ни региональные элиты, ни Кремль. А без их поддержки в том или ином виде выиграть губернаторские выборы невозможно ни по каким основаниям, включая судебные процедуры и народное возмущение.
Прямые выборы — это далеко не безупречная модель, но их отмена — гораздо хуже, подобно тому как автократия заведомо проигрывает столь ругаемой сегодня демократии. Ликвидация возможности человека быть субъектом политической жизни делает нереальным построение действующего гражданского общества. Но доверие к власти ни в коей мере не может быть оправдано недоверием к гражданам страны. На рискованное стремление дважды всенародно избранного президента напрямую общаться с регионами накладывается другой существенный риск — возможное отсутствие поддержки в гражданском обществе.
Оставим за рамками этой статьи денежные реки, которые хлынут в карманы федеральных бюрократов и региональных законодателей от соискателей губернаторских постов, — об этом уже красноречиво говорит появление новых видов консалтинговых услуг. Не станем рассуждать и о том, что новый порядок занятия высших кресел в регионах как нельзя лучше отвечает нуждам новой волны приватизации, которая готовится «наверху» под шумок разговоров о терроризме и удвоении ВВП. Взглянем на проблему с другой стороны. В настоящее время без согласования с губернаторами в регионах назначаются многие федеральные чиновники, и губернаторы в отсутствие реальных полномочий зачастую становятся беспомощными заложниками ситуации. После перехода на новую схему «подбора» региональных лидеров ответственным за все происходящее в стране (с учетом прокремлевского парламента) станет один человек — президент.
Невозможно отрицать, что он как глава государства и гражданин искренне, изо всех сил старается улучшить жизнь россиян и надежно их защитить. Важную позитивную роль играет при этом профессиональное прошлое президента: сегодня именно его время как силовика (см. статью «Время спецслужб» в №4). Однако что же получается? За 2000—2004 годы финансирование погранслужбы выросло в 2 раза, МВД — в 2,5 раза, ФСБ — в 3 раза. Как же используются эти средства, если по-прежнему гибнут как рядовые граждане, так и сами силовики - люди мужественные и отважные?
![]() |
События наших дней невольно навевают воспоминания о Марке Аврелии — римском императоре и философе, жившем во II веке. Он бескорыстно и четко делал свое дело: двадцать лет подряд носился по окраинам империи, подавляя восстания и вторжения. Тем временем подчиненные ему сенаторы наслаждались в Риме жизнью и спокойно обделывали свои делишки.
Воля и неистощимая энергия Путина то и дело упираются в неспособность чиновников реализовать его замыслы. Причина — очень узкое кадровое ядро. Власть снова и снова демонстрирует неумение оценить любую ситуацию в ее многообразии, вариативно. Зачастую все делается ради сиюминутного эффекта и при помощи авралов. Это еще один риск для президента.
Страна сплотилась, но вера государству основывается на конкретных делах, а не на лозунгах и цитатах, уже плотно засевших в головах обывателей. Граждане ожидают взвешенности и практичности решений политической элиты, здравомыслия в шагах как федерального центра, так и регионов. Однако нынче даже широко разрекламированная административная реформа может сойти на нет, поскольку проходит с бессчетными ошибками.
При подобном уровне разгильдяйства и безответственности новый способ формирования регионального руководства, а также выборы нижней палаты парламента по партийным спискам как нельзя лучше отвечают бескомпромиссному стремлению российской бюрократии к полной самодостаточности. Мобилизация общества должна заключаться в решительном переходе от призывов соблюдать законы к жизни по законам, когда все граждане, и в первую очередь чиновники, будут исполнять должностные обязанности и чтить правовые нормы. Вот тогда и бедность отомрет, и терроризму будет поставлен надежный заслон. При этих условиях гражданское общество, несомненно, поддержит президента.
Увы, пока власть действует в привычном своем «амплуа». В дни, когда не опознаны еще десятки жертв Беслана, неведомые горе-пиарщики додумались отвлечь внимание общества спектаклями, которые президентский полк собирается давать в Александровском саду. Красавцы в бутафорской форме позапрошлого века — кивера, эполеты и т.п. — вдоволь натешат зевак эволюциями с карабинами и гарцеванием на тщательно подобранных лошадях. Это ли не свежий пример того, как власть опять играет по своим правилам, в упор не видя и не желая видеть страдания страны?
Противоречивые явления нашего бытия все больше приобретают черты системного кризиса. И это — дополнительный риск президента. Православная ментальность такова, что на протяжении столетий российское общество вручает хлопоты о своей судьбе батюшке и царю: первый отмолит, второй — защитит. Однако когда чаяния народа в очередной раз не сбываются, восторг сменяется скепсисом, причем в век информационных технологий это происходит быстрее, чем когда бы то ни было.
Похоже, нынешняя власть хочет побить все рекорды по скорости наступления народного разочарования. Вот о чем надо задуматься по-настоящему...
Александр НОВИКОВ