НА ГЛАВНУЮ
Архив:
 Designed by Softcore Studio

НАША ВЛАСТЬ: ДЕЛА  И  ЛИЦА №5 (41) 2004

№05
2004 г

Федеральный центр
ПРЕЗИДЕНТ

КТО НА
НОВЕНЬКОГО?

«Мы часто повторяем: в России глава государства отвечал и будет отвечать за все», — сказал 7 мая Владимир Путин, заступая на свой второй президентский срок. По Конституции этот срок должен стать для него и последним. Во всяком случае, трижды подряд глава государства переизбираться не имеет права (это вам не губернаторская «вотчина»), и если Путин вновь захочет стать президентом, то случится это не раньше 2012 года. Так что «отвечающему за все» главе государства вскоре, видимо, предстоит назвать своего преемника.

Пять лет назад сам Путин, мало еще кому знакомый протеже
Бориса Ельцына, стремительно вознесся на Олимп российской власти. И его приход оказался как нельзя кстати. Страна переживала тяжелейший системный кризис, и прежний президент противостоять вызовам времени был уже не в состоянии.

Сегодняшние проблемы России имеют иное качество. Страна постепенно выходит из кризиса, приоритетными становятся не только задачи борьбы с бедностью, но и обеспечение более высокого качества жизни населения. И хотя в ближайшие четыре года Путину, несомненно, предстоит решать множество важных текущих проблем, главной долгосрочной его задачей все же становится создание прочного наследия, в том числе передача власти тому преемнику, который сможет повести страну уже избранным курсом.

Не АО, а товарищество
на вере

Социологические опросы свидетельствуют, что большинство россиян расценивают сосредоточение власти в руках Путина как благо для страны. По оценкам Аналитического центра Юрия Левады, такой позиции в ходе президентских выборов придерживались почти 70% россиян, и только пятая их часть считала, что концентрация власти в руках президента не сулит России ничего хорошего. Даже замеры, произведенные в ходе выборов в либеральном электорате Ирины Хакамады, показывали преобладание (хоть и незначительное) сторонников сильной единоличной власти президента над ее противниками.

Дальнейшее углубление в природу склонности россиян к единоначалию приводит уже в область парадоксов. При том доверии, которое было оказано Путину на выборах, большинству россиян не были понятны ни направление, в котором движется страна, ни цели, которые преследует ее руководство. По данным социологической службы Левады, достаточно ясное представление об этом имели менее 20% россиян (еще немногим более 40% — лишь смутное представление). Почти четверть населения не имела никакого представления о векторе развития страны и целях руководства, а около 15% россиян считали, что дела в стране попросту пущены на самотек.

При этом, однако, в обществе преобладала уверенность в том, что у Путина есть программа преобразований, по крайней мере, на ближайшие четыре года. По разным оценкам, так думали от двух третей (центр Юрия Левады) до трех четвертей (Фонд «Общественное мнение») населения.

Одновременно россияне сами довольно четко идентифицировали желаемый вектор развития России. Даже в динамике общественных представлений о наиболее болезненных проблемах происходили существенные изменения. Если в начале 1990-х годов оценку политических и социальных процессов определяли конфликты сугубо идеологического характера, раскалывавшие общество и даже ставившие его на грань гражданской войны, с  середины 1990-х людей волновало прежде всего резкое обострение финансово-экономической ситуации, проблемы выживания; в настоящее же время «проблемное поле» российского общества составляют, в основном, вопросы социального характера. Наибольшую тревогу населения сегодня вызывает рост цен и жилищно-коммунальных платежей, сокращение социальных гарантий и т.п. Поэтому в ряду проблем, на которых Путину следует сосредоточиться во время своего второго президентского срока, на первом месте также находятся экономические и социальные проблемы.

Таким образом, с одной стороны, россияне вроде бы не особо осведомлены о векторе развития страны, а с другой, уверены, что перспективная программа ее развития у главы государства есть. И при всем этом сами способны достаточно четко обозначить приоритеты общественного развития. В связи с этим вспоминается, как сам Путин уподобил пост президента страны должности наемного менеджера, который руководит огромным акционерным обществом. Россияне же, видимо, предпочитают безликому АО такую форму организации, как товарищество на вере.

«Мы с тобой одной крови...»

Кого же может предложить Владимир Путин в качестве претендента на президентский пост? Разумеется, выдвигать кандидата он будет из числа своих единомышленников. А оценить их потенциал пока можно лишь умозрительно — они никак «не раскручены». Ведь характерной чертой прошедших выборов было фактическое неучастие в них сторонников Путина (за исключением провальной кампании Сергея Миронова).

Кстати, в преддверии президентских выборов ВЦИОМ задался целью выяснить, каков бы был итог голосования, если бы в списке кандидатов самого Путина не было. Респондентам в связи с этим были заданы два вопроса. Первый — «Если бы по каким-либо причинам В. Путин не смог бы избираться президентом, какую кандидатуру (одну) Вы бы предложили?» — предполагал открытую форму ответа. Второй — «В случае неучастия В. Путина в выборах, какую из следующих кандидатур Вы бы поддержали?» — задавался в закрытой форме (т.е. предлагался перечень возможных кандидатов).

Ответы на два вопроса существенно различались, хотя в обоих случаях значительная часть россиян (48 и 38% соответственно) не смогли назвать вообще никого. В первом случае избиратели вспомнили фамилии, которые наиболее «на слуху». По 9% назвали Сергея Глазьева и Григория Явлинского (оба, понятно, не входят в президентскую «обойму»). Из числа представителей «партии власти» 5% набрал лишь Борис Грызлов (четвертое место после Владимира Жириновского). При ответе же на второй вопрос лидирующие позиции занял Сергей Глазьев (13,3%), на втором месте оказался Владимир Жириновский (11,6%), и на третьем — Борис Грызлов (10,6%). Конечно, подобные опросы носят сегодня достаточно умозрительный характер, что признают сами авторы исследования, но они довольно ясно показывают пределы прочности нынешней политической конструкции, которой не гарантировано выживание без своего реального лидера.

Очевидно, что на выборах-2008 «засветившихся» ныне кандидатов от «партии власти» не будет (кое-какие надежды может питать разве лишь Б. Грызлов). Путин должен предложить обществу (вернее, товариществу на вере) нового «тяжеловеса», которому оно бы поверило и за которым бы пошло. Взгляд задерживается пока на следующих кандидатурах, «населяющих» нынешний политический ландшафт.

Юрий Трутнев. Недавний перевод в Москву на министерскую должность авторитетного в своем родном крае губернатора существенно повысил его шансы на то, чтобы стать в 2008 году кандидатом в президенты. Формально у Путина и Трутнева разные политические «школы»: пермский губернатор никогда не служил в «органах», его политический опыт до перевода в Москву был связан с провинцией, а не со столицами. Но что-то неуловимо роднит двух политиков и «просто человеков». Складывается впечатление, что Путину импонирует внутренняя твердость (при всей внешней корректности) Трутнева, его амбициозность и целеустремленность. Будущим президентом России — если она должна идти по «путинской» траектории — должен быть человек с явными качествами лидера. Трутнев, без сомнения, принадлежит к числу этих «избранных». Ну а что касается дефицита федерального опыта, то это дело наживное. Тем более что Трутневу не занимать навыка управления крупным промышленным регионом, а этот опыт носит универсальный характер (надо управлять не отдельной отраслью, а всей их совокупностью, пускай и на ограниченной по сравнению со всей страной территории).

Сергей Иванов. Доверие Путина к нему периодически возводит Иванова в неформальный ранг «второго человека» в государстве. Несомненно, еще более укрепились позиции Иванова после недавней реорганизации правительства. Но пока все же что-то мешает «главному силовику» страны прочно закрепиться на уровне «вице-президента». Похоже, что и сам Иванов не столько стремится к карьерным высотам, сколько рассматривает исполнение государственных обязанностей как личный долг гражданина. Что ж, всем бы такие «недостатки».

Среди нынешнего окружения Путина немалые шансы быть выдвинутым в кандидаты-2008 имеет Николай Патрушев. В принципе, это точно такой же близости к «кругу президента» человек, что Иванов. И даже в большей мере посвященный в «государевы тайны». Но принадлежность и Патрушева, и Иванова к близкому окружению президента может обернуться для них серьезным минусом (если речь идет о кандидате на высший государственный пост). Причина проста: оба «силовика» являются своего рода «дублерами» Путина, а потому заведомо слабее его.

Путин, видимо, предчувствует необходимость притока на самый верхний уровень власти «свежей крови». Правда, кровь эта должна быть той же группы, что и родная.

Юрий ФИЛАТОВ

(Окончание следует)