|
РЕГИОНЫ
|
Порой кажется, будто Россия — это сразу две страны. Одна из них — вся РФ за вычетом Москвы. Другая страна — разумеется, «дорогая моя столица». В Москве не только высокий уровень жизни и широкие возможности трудоустройства — у столицы попросту другие интересы. В то время как Москву сотрясает реформа правительства, а интеллигенция и СМИ взахлеб обсуждают судьбу Ходорковского, остальной России это абсолютно безразлично. Даже региональные элиты, «по определению» вынужденные посматривать на федеральный центр, решают (или не решают) свои проблемы самостоятельно. Вот и получается, как в анекдоте: «одни пьют, другие закусывают»... |
Взаимная индифферентность регионов и федерального центра ярко проявилась в ходе недавних региональных выборов, совпавших с президентскими. Наиболее критическим сигналом для федеральной власти стала губернаторская кампания в экономически отсталом Алтайском крае. Во 2-м туре мастер эстрады почти на 4% опередил действовавшего главу региона. С одной стороны, это демонстрирует кризис доверия к старым губернаторам, которые пытаются переизбраться на 3-й срок, но при этом не могут публично и популярно представить результаты своего труда за предыдущие годы. С другой стороны, за два предыдущих срока сформировалась чиновничья рать, которая при всех деяниях, особенно на выборах, привыкла использовать Его Величество «административный ресурс».
Лишь после шокирующих итогов 1-го тура в качестве скорой помощи был срочно отмобилизован и использован главный административный ресурс страны. В ситуации жуткого цейтнота (до 2-го тура — всего две недели!) политтехнологи организовали и многократно «прокрутили» по ТВ встречу президента России с действующим губернатором. Но поезд уже ушел...
По свидетельству одного из участников предвыборного состязания в далеком сибирском крае, сценарий регионального пиара был вполне типичен для современной России. Кампания сопровождалась достаточно обильным употреблением фирменной «огненной воды», которая, как известно, порой подменяет собой предвыборную дискуссию вместе со всеми ее аргументами. В результате регион с населением в 2,5 миллиона человек возглавил Михаил Евдокимов из телепередачи «Аншлаг».
Невольно приходит на ум сравнение с Арнольдом Шварценеггером, который в прошлом году стал губернатором Калифорнии. Однако на общем «артистическом» происхождении Шварценеггера и Евдокимова аналогия и заканчивается. Жители богатейшего штата могут позволить себе избрать губернатором кого угодно, ибо твердо знают, что ни одна личность не представит серьезной угрозы их процветанию.
Жители Алтайского края разуверились в способности кого бы то ни было сделать их жизнь чуточку счастливее. Им надоели бездеятельные либо неэффективные лидеры, люди устали от надменной самодостаточности власти. И выбрали того, чья кампания была просто увлекательной. Евдокимов не «напрягал» народ многочисленными пунктами своей программы. Зачастую он профессионально травил байки и шутил, чем приводил в восторг неизбалованных культурной жизнью избирателей. Встречи артиста с избирателями собирали полные залы, то есть это опять-таки были аншлаги — на сей раз политические. В общем, не выборы, а сплошная «смехопанорама».
Однако не будем торопиться с выводами. Как-никак, в победе Михаила Евдокимова был, судя по всем признакам, заинтересован как серьезный бизнес из угольной отрасли, так и местные энергетики. Возможно, эти деловые люди обеспечат приток инвестиций в дотационный регион. Только время покажет, встанет ли Алтайский край наконец на рельсы процветания или его положение в ближайшие годы лишь ухудшится.
Пассивность федерального центра в отношении региональных выборов легко объяснима: Кремль сконцентрировался на декабрьских выборах Госдумы и мартовских — президента. Управлять предвыборной ситуацией на местах было попросту недосуг. Однако такая позиция дала возможность всем желающим в регионах более или менее честно конкурировать в борьбе за власть, а бизнес-сообществу все стремительней продвигать свои интересы. Как-никак уже сегодня бизнес в значительной степени доминирует в исполнительной власти практически в одной шестой части субъектов Федерации.
В четверке победителей 2-го тура региональных выборов оказались: действующий губернатор, который в Корякском АО одолел соперника-«силовика»; упомянутый выше артист; глава объединения «Архангельское молоко»; генерал. Самый интересный сюжет имел место в Рязанской области, где действующий губернатор даже не вышел во 2-й тур, а высший пост занял генерал-десантник Шпак из партии «Родина».
В России наберется немало примеров того, насколько неудачными главами субъектов становятся отставные генералы, однако это не смутило жителей Рязанской области. Дело не только в политтехнологиях «Родины», но и в том, что люди перестали увязывать исход голосования с надеждой на решение своих проблем: жизнь-то все равно лучше не становится!
Лидер «Родины» Дмитрий Рогозин поспешил объявить, что кандидаты его партии (новые «Шпаки») уже в ближайшее время будут претендовать на победу и в других регионах. Между тем в 2004 году руководителей исполнительной власти предстоит переизбирать в Марийской Республике и Хакасии, в Астраханской, Брянской, Волгоградской, Камчатской, Курганской, Псковской, Ульяновской и Хабаровской областях, в Усть-Ордынском Бурятском АО.
Наиболее системный характер притязания «Родины» носят в Марий Эл, Хакасии, Брянской и Курганской областях, где наряду с исполнительной властью будут избираться и законодательные органы. Можно не сомневаться, что «Родина» предпримет решительную попытку стать там партией большинства — так, как это уже произошло в Ярославской области. Иными словами, амбициозная «Родина» намерена и в дальнейшем теснить «единороссов» в регионах (коли это невозможно в Госдуме), чтобы стать реальной левоцентристской партией.
Призыв «За “Родину”!» станет центральным слоганом грядущих избирательных баталий. Вместе с тем было бы ошибкой переоценивать фактические шансы молодой партии. Достаточно вспомнить, что за исключением Ярославской области «Единая Россия» одержала 14 марта убедительную победу на всех выборах в региональные парламенты: и в Татарии, и в Алтайском крае, и в Карачаево-Черкесии, и в Свердловской области, и в Усть-Ордынском Бурятском АО.
«Лидером» этого «партийного одиночества» стал парламент Татарстана, где из 50 мест «единороссы» по партийному списку получили 47 мандатов, а также победили в 35 из 50 одномандатных округов. На опыте Госдумы можно уверенно предсказать, что при столь тотальном доминировании единственной партии политическая жизнь Татарстана обещает быть крайне скучной, да и попросту формальной.
Независимо от исхода выборов регионы сегодня объективно поставлены в нелегкие условия. Политика федерального центра ведет к сужению доходной базы регионов, и новое правительство движется в том же направлении. Государство перекладывает на регионы свои обязательства перед гражданами, чем в значительной мере бросает субъекты Федерации на произвол судьбы подобно тому, как это имело место на последних региональных выборах. Вряд ли такой подход следует считать правильным и разумным.
Например, доля федерального центра в субсидиях на оплату услуг ЖКХ снизилась в среднем по стране с 31,5% до 17%, то есть почти вдвое. Причем если раньше дотировались предприятия ЖКХ, то теперь льготы предоставляются в виде адресных субсидий гражданам. Право на эти субсидии получили только семьи, у которых расходы на оплату ЖКХ превышают 22% совокупного дохода. Остальные россияне будут оплачивать «коммуналку» полностью, то есть фактически финансирование ЖКХ отчасти перенесено на людей мало-мальски состоятельных.
Другое новшество: практически уже нет в законодательстве никакого соотношения между прожиточным минимумом и минимальным размером оплаты труда (МРОТ). Взамен в Законе о прожиточном минимуме появилась пустая декларация о постепенном повышении МРОТ до прожиточного минимума. Так федеральная власть сняла с себя обязательства перед беднейшими, которым теперь придется апеллировать, опять-таки, к региональным властям. А они, как мы хорошо знаем, далеко не везде дееспособны.
Согласно одному из последних опросов фонда «Общественное мнение», 41% россиян считают себя бедными. Одним из «образцов» затянувшегося неблагополучия служит Тульская область, которая по многим показателям плетется в хвосте прочих регионов. Например, в апреле 2004 года задолженность тульским бюджетникам составила приблизительно 140 миллионов рублей. Зато чиновничество не бедствует. По некоторым данным, больше тульских чиновников в ЦФО зарабатывают только москвичи да аппаратчики из Подмосковья. И это при том, что в СМИ неоднократно попадали материалы о неэффективном использовании в Тульской области федеральных трансфертов.
Пока регионы сражаются с бедностью в меру компетентности своих руководителей, федеральная власть все настойчивее продвигает идею политической нейтральности крупного бизнеса и стремится замотивировать его на участие в перспективных, по ее представлениям, социальных проектах. Государство в лице исполнительной власти настойчиво и последовательно избавляется от патерналистских функций. Премьер-министр откровенно сказал на апрельской встрече с олигархами: «Деньги у вас есть — надо их использовать по уму». Далее Михаил Фрадков предложил подумать над «расшивкой узких мест» в экономике страны. Однако несмотря на этот политический сигнал-намек, само государство еще недостаточно сильно, чтобы реально доминировать в отношениях с бизнес-сообществом.
Наоборот, сегодня происходит даже некоторое ослабление административно-чиновничьей машины из-за нарастания противоречий (хорошо еще, что не антагонистических) в правительственных верхах: у Дмитрия Козака есть разногласия с Алексеем Кудриным, а у последнего вдобавок и с Германом Грефом. Понятно, что при радикальной реформе кабинета не могли не возникнуть «рабочие» трения между создаваемыми суперведомствами. Вероятно, со временем наш правительственный «квартет» кое-как рассядется по местам, чтобы «сыграть» что-нибудь захватывающее, например, преодолеть побыстрее бедность, как того требует президент.
Однако народу надоело ждать. Люди устали как от бесконечных половинчатых реформ, так и от самого слова «реформы». В итоге, по замечанию одного из столпов нашей политической элиты Егора Строева, «к власти на местах начали приходить генералы, шоумены и всякие паяцы». Что ж, это симптом. Который, если не принять меры, может стать устойчивой тенденцией.
Вячеслав ИЗОТОВ