Архив:

 Designed by SoftCore Studio Вернуться к содержанию

НАША ВЛАСТЬ: ДЕЛА  И  ЛИЦА №1 (37) 2004

№01
2004 г

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЦЕНТР

МНЕНИЕ ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА

ОЧЕРЕДНЫЕ ЗАДАЧИ
РОССИЙСКОЙ ВЛАСТИ

Мысли непостороннего

2003 год оставил стране неплохое наследство. Рост золотовалютных резервов Центробанка достиг 75 млрд. долларов. Впервые в современной истории России укрепился рубль. От удовлетворенного чувства национальной гордости за весомость собственной валюты пора переходить к главному - к решению реальных и прежде всего социально-экономических задач.

Парадные реляции представителей Белого дома с улыбками на устах о состоянии дел в стране не столь однозначно воспринимаются в регионах, а зачастую мы видим сильное расхождение оценок между центром и регионами. Очевиден рост числа дотационных регионов и, особенно в последнее время - высокодотационных. Теперь уже всем понятно, что многие параметры бюджета имели предвыборный характер. Не вдаваясь в подробности, можно отметить явную неудовлетворенность ряда регионов сложившимся уровнем межбюджетных отношений, когда трудно говорить о самостоятельности как бюджетов субъектов Федерации, так и бюджетов местного самоуправления.

Правительственные планы удержать инфляцию в рамках 10% хороши, да и надежда на стабилизационный фонд Минфина замечательна, но весь декабрь ушедшего года полосы различных изданий пестрели прогнозами о предстоящем падении доходов федерального бюджета. Прежде всего это связано со снижением налогового бремени. Так, при уменьшении ставки НДС с 20 до 18% в региональные бюджеты передается 1% налога на прибыль; передаются на местный уровень акцизы на алкогольную продукцию и игорный бизнес. Все это объективно заставляет правительство активно формировать приоритеты промышленной политики, делать ее более понятной для промышленников и бизнеса. Невнятность этих приоритетов, несомненно, создает трудности для стабильности экономики, сохранения темпов роста, снижения инфляции.

В этой связи предлагаемые в 2004 году 77 правительственных законопроектов должны быть всесторонне подготовлены и обоснованы. Безусловно, в числе первых Думе предстоит рассматривать законопроекты о повышении эффективности природопользования, прежде всего в области лесных и водных ресурсов, а также ставшую своеобразным фетишем в политической полемике тему природной ренты. Добрый совет новой Думе - не допускать скоропалительного принятия не всегда качественных законов, что особенно было заметно в конце прошлого года (например, закон о валютном регулировании и контроле).

Не прекращается соперничество между Минэкономразвития и Минфином по реализации завершающегося к концу февраля этапа налоговой реформы. Крайне важен законопроект об обязательном медицинском страховании, что связано со ставкой единого социального налога. К концу года, по всей видимости, появится проект закона о конкуренции, что свидетельствует о приближающейся кончине нынешнего антимонопольного законодательства.

Меняется сам характер спроса со всех ветвей власти, и прежде всего, речь идет о президенте - по разным основаниям. В центре внимания В. Путина должно быть сохранение и приумножение демократических основ президентской власти. Ведь тревожных симптомов достаточно. Например, не могут не беспокоить участившиеся случаи кремлевских договоренностей о поддержке конкретных региональных руководителей в период их перевыборов. Об этом по известной российской традиции мгновенно узнают прежде всего в самих регионах и сразу "раскручивают" как ключевое звено избирательного сюжета: кто и почему за Путина ("Вместе с президентом") или наоборот.

Что касается нашего Федерального собрания, то невозможно не согласиться с позицией Сергея Глазьева, что нижняя палата должна действовать в интересах всей России, а не отдельных фракций. Верхней же палате предстоят как определенные кадровые изменения, так и работа по оптимизации всей деятельности Совета Федерации.

Отрадно, что наконец-то в высоких кабинетах заговорили о социально-экономических критериях, в первую очередь о несоответствии доходов уровню производительности труда. Эта неблагоприятная тенденция требует внимательного и чуткого отношения, причем она по-разному проявляется в центре и регионах. Стратегическая задача выравнивания уровней жизни начинает обретать вполне реальные контуры в правительственных проектах. Это может стать еще одним из серьезных слагаемых предстоящих президентских выборов. Речь идет о целом ряде проектов в социальной сфере, в том числе о государственной поддержке в получении молодыми людьми первого профессионального образования, первого рабочего места и первого жилья.

Заметно публичной становится деятельность не слишком активных ранее президентских структур. Так, особую напористость проявляет экономическое управление администрации президента, которое высказывается по самым разным направлениям, порой даже "стреляя" вдогон. Это и проблема госгарантий вкладов физических лиц в банках России, и вопросы валютной либерализации, и аспекты недропользования. Единственное пожелание - четкость, продуманность и последовательность позиции, которая бы не толковалась двусмысленно.

Хотя все это говорит о новых замыслах и стремлениях, однако пока страна по-прежнему бедна. Две три населения России пребывают либо в нищете (35%), либо в бедности (30%). В то же время меняется само качество бедности. Ряды инвалидов, пенсионеров и многодетных семей активно пополняются так называемыми "новыми русскими бедными". Это трудоспособные, квалифицированные люди, которые бьются изо всех сил на своих рабочих местах, но так толком и не могут свести концы с концами.

Несомненно, в наступившем году продолжится поиск эффективных собственников, которые приняли бы участие в приватизации излишнего государственного имущества, борьба с олигархами. Может быть, наконец-то начнется поддержка малого и среднего бизнеса. Но самое главное - это реализация административной реформы, которой занимаются уже не первый год и реальные результаты которой должны отразиться при формировании нового правительства к маю нынешнего года.

Важно, чтобы заявленные позиции представителей всех ветвей власти оказались не "предвыборными" декларациями о намерениях, а получили конкретную реализацию. Станет ли 2004-й в результате президентской кампании, исход которой в значительной степени предрешен, переломным для российской экономики, перед которой стоит задача удвоения валового внутреннего продукта (ВВП)? В этом заключается центральное звено разворачивающейся президентской битвы.

Как будут реализовываться эти и другие задачи после президентских выборов и соответственно формирования правительства - посмотрим. Во всяком случае, далекие от политики люди уже видят будущее в розовой дымке: 61% россиян убеждены, что 2004 год сложится для России "весьма удачно" или "хорошо". Несмотря на все трудности, 27% наших сограждан полагают, что год окажется для них "весьма удачным", а еще 47% - "в целом хорошим". Этот оптимизм был бы в значительной мере оправдан, если бы наши соотечественники больше рассчитывали на собственные силы в условиях последовательного сокращения государственного патернализма.

Александр Новиков