Грядут президентские выборы, и есть основание подвести итоги развития России в начале ХХI века с 2000-го по 2003-й. Такой анализ, обобщение и прогноз мы предлагаем преимущественно с социально-философских и политологических позиций.
Делами выбирался и прокладывался новый путь
С самого начала деятельности В.В.Путина в 2000 г. в России да и во всем мире стал постоянно звучать вопрос: «Кто Вы, господин Путин?» Понятно, всех интересовало, куда и как он поведет страну: прежним курсом, фактически к ее гибели, или новым, измененным, скорректированным. При этом силы, находившиеся у власти в последние 15 лет, были заинтересованы в продолжении старого курса, а большинство обнищавшего и ограбленного народа – в смене направления развития страны и общества к лучшему. В конце 2000 г. перед поездкой В.В.Путина во Францию французские журналисты прямо спросили его: левый он или правый? В.В.Путин на это ответил, как гласит старая русская поговорка: хоть горшком назовите, только в печь не ставьте.
И в первый, и в последующие годы президентства В.В.Путин не раскрыл себя, не показывал и не объяснял, каким путем он пойдет. Это была вынужденная и, на наш взгляд, верная позиция. Ибо очень уж сильны были в стране и в мире силы, кровно заинтересованные в продолжении Россией прозападного, проколониального пути развития. Главой таких сил и тогда, и сейчас был и остается циничный А.Б.Чубайс. Действия Президента. В.В.Путина он не раз называл «историческими ошибками» (утверждение музыки А.В.Александрова к гимну России и т.д.). В конце мая 2001 г. все правые, прозападные силы в России объединились в политическую партию “Союз правых сил”. В «Декларации об отношении «Союза правых сил» к Президенту и Правительству России», написанной явно А.Б.Чубайсом, было откровенно заявлено, что партия должна «использовать все свои идейные и политические ресурсы для влияния на власть. Потенции такого влияния, подвигающего главу государства вправо, пока еще не исчерпаны. Поэтому мы обязаны сделать все, чтобы исполнительная власть не повернула влево и вспять».
Но именно влево и должен был, обязан был поворачивать В.В.Путин, чтобы спасти страну от полного краха и ответить на подлинные чаяния и надежды большинства российского народа. В 2001 г. в статье «Куда идет Россия?» (журнал «Обозреватель», №5–6) я писал, что для меня было уже несомненно: «Президент В.В.Путин прежде всего энергичный прагматик. При этом прагматик, нацеленный на корректировку прежнего курса внутреннего и внешнего общественного развития, на постепенную замену его позитивным направлением, на эволюционное изменение развития страны. Он прагматик преимущественно левого настроения, которому в силу обстоятельств приходится лавировать и для пользы дела пока скрывать свои истинные цели и программы, и реальные сдвиги в положительную сторону сейчас являются для России самыми важными и необходимыми».
В.В.Путин формировал и прокладывал свой путь именно делами, а не словами. Хотя нередко не отказывался и объясниться по поводу принятых решений и делал это твердо, порой довольно резко, подчеркивая тем самым, что от принятого направления не отступит. Позитивными делами, известными заранее только ему одному, он последовательно мостил для России путь в будущее.
Надо было спасать страну и отвечать прежде всего на запросы и нужды большинства народа, а не меньшинства, занимающего тогда командные позиции правой верхушки. Российский же народ в большинстве требовал именно левых перемен, существенного поворота к лучшему и справедливому.
Это понял и воспринял В.В.Путин. Только так можно было и ответить на объективные требования истории и субъективно утвердить себя в качестве деятеля, ориентированного на нужды народа. В той же статье в «Обозревателе» отмечалось, что В.В.Путин, несомненно, народно ориентированный. Другим лидером нельзя быть в современной России. К сожалению, этого не поняли и не осознали догматически мыслящие и зашоренные лидеры КПРФ, не уловившие данных перемен и не сумевшие более диалектически, реалистически и тонко построить свою линию по отношению к разным компонентам новой власти.
В чем же суть поворота, осуществленного за 4 года В.В.Путиным, и почему именно нового?
Напомним, что с 1985 г. СССР при водительстве и водимым внешними международными и внутренними реакционными силами М.С.Горбачевым вошел в провозглашенный переходный, или трансформационный, период. И не только вошел сам, но и потащил за собой, не без «помощи» того же М.С.Горбачева, 8 стран Центральной и Восточной Европы и одну в Азии. От чего и к чему был направлен данный переходный период? Не только к насильственному контрреволюционному переходу сверху от социализма к капитализму. Но, что еще более важно для США и Запада, к уничтожению мощнейшего лидера социалистического мира и второй после США великой супердержавы в мире – СССР, что и было сделано руками рвущегося к власти самодура Б.Н.Ельцина и двух его подельников из Украины и Белоруссии.
К приходу В.В.Путина в этот переходный период в российской экономике ведущие позиции уже примерно 10 лет занимал уродливый, грабительский, криминальный капитализм. Но его позиции были еще нетвердыми, в стране оставалось мощное протестное движение трудящихся, народных масс, в силу чего реальная ситуация в России постоянно оценивалась как нестабильная и неустойчивая, что сдерживало приток инвестиций из-за рубежа. Вместе с тем эта ситуация не была настолько острой и напряженной, чтобы привести к новому революционному подъему, к обновленному социализму. К этому оказались не готовыми трудящиеся, народные массы, да и лидеры компартии проявили пассивность в организации сопротивления снизу, не возглавили стихийные протесты масс.
В этой реальной объективно-субъективной обстановке в качестве решающего определился эволюционный путь изменения и корректировки переходного общественного, социально-экономического состояния и развития России. В феврале 2001 г. в г. Омске В.В.Путин, отвечая на высказанные людьми надежды на «большие перемены», сказал, что перемены будут, но «спокойные». И существо данного, осуществленного за 4 года под руководством В.В.Путина нового эволюционного поворота в развитии России сводится, на наш взгляд, к следующему.
Прежде всего необходимо было вернуться на естественноисторический, объективно востребованный путь развития общественного организма, с которого СССР и Россия сошли и были отброшены в годы «перестройки» и «реформ». Ведь за 1990–1998 гг. валовой внутренний продукт (ВВП) России сократился на 42,5%, т.е. почти вдвое, а валовые инвестиции – на 80%, т. е. почти исчезла подпитка экономики новыми вложениями, что привело, по сути, к полной изношенности всех основных фондов. Россия фактически пропустила новый этап научно-технической революции и развернувшуюся в последние годы ХХ века новую информационно-технологическую революцию (ИТР), что обусловило ее недопустимое отставание от общемирового уровня технико-экономического и научно-технологического прогресса.
Надо было также начинать разрешать достигшие чрезвычайной остроты и буквально раздирающие общество главные противоречия между государством и собственностью, между богатством меньшинства и бедностью большинства населения, между властью и народом, выражающиеся в их противостоянии.
Диалектика перемен, революций или эволюций всегда начинается со смены власти и собственности. Их заменяют полностью одну на другую, противоположную (как было в Октябре 1917 г. и в начале 1990-х гг.) или, по крайней мере, существенно изменяют и корректируют.
В российских условиях начала XXI века «брать власть» означало прежде всего овладевать ее рычагами и аппаратом, налаживать руководство и управление посредством власти всем общественным развитием страны. Важной проблемой стало также приостановление действиями государства процессов распада Российской Федерации, вызванное поощряемой Б.Н.Ельциным волной регионального сепаратизма и национализма в русле призывов одного из главных идеологов развала СССР и России Г.Х.Попова к «децентрализации» всей государственной системы и к максимальной самостоятельности регионов. В этой связи главными действиями В.В.Путина стали: создание и укрепление собственной команды управления страной; построение властной вертикали в центре и на местах; возвращение центральной власти утраченных за годы «перестройки» и «реформ» функций государственного управления и регулирования на всех уровнях; изъятие у региональных баронов незаконно присвоенных ими прав и функций, присущих только центральной власти, и другие.
В отношении проблемы «брать собственность» главное заключалось в том, чтобы ограничить и затем избавиться от вмешательства владельцев новой капиталистической собственности, прежде всего крупной и олигархической, в государственную власть и государственную деятельность, что стало реальностью при попустительстве сверху особенно в годы либеральных «реформ». Поэтому поводу В.В. Путин подчеркивал в одном из интервью: «У нас есть категория людей, которые разбогатели и стали миллиардерами, как у нас говорят, в одночасье. Их государство назначило миллиардерами: просто раздало огромные государственные имущества практически бесплатно. Они так сами и говорили: меня назначили миллиардером. Потом по ходу пьесы у них создалось впечатление, что на них боженька заснул, что им все можно. И, по сути, была предпринята попытка создать в России систему такого олигархического правления, когда за спиной видимых политических фигур вставали люди, которые на поверхности себя не показывали, но реально формулировали политические решения общенационального значения». Отсюда новой властью последовательно проводилась линия на обеспечение равноудаленности и вообще удаленности владельцев крупного капитала, олигархов от государственной власти и ее деятельности.
Четыре года – 2000, 2001, 2002, 2003 — стали годами существенного поворота в качестве самого переходного периода, в котором продолжала оставаться Россия. Страна не вышла и не могла сразу выйти из него. Но субъективными усилиями сверху и снизу изменилось его содержание и в целом направление развития. Из переходного периода со «знаком минус» при М.С.Горбачеве и Б.Н.Ельцине он стал переходным периодом со «знаком плюс», с доминированием позитивных процессов.
Новый поворот обозначил довольно устойчивое движение России к возрождению и подъему, к экономическому и культурному росту, к социальному улучшению, к занятию Россией в мире, в международных отношениях независимых, достойных, авторитетных, влиятельных и лидирующих позиций.
От нового поворота к новому курсу в будущее
Существенные заделы в поворотный период позволили руководству страны уже в 2003 г. определить главнейшие направления будущего курса развития российского общества. Сам выбор нового пути был сделан в предыдущие годы, и под него были заложены довольно прочные и мощные основы. Теперь Президент страны счел возможным обозначить важнейшие перспективы будущего развития России. Это им было сделано в очередном Послании Президента Федеральному Собранию РФ 16 мая 2003 г.
Существо новой главной задачи – в ближайшие годы России необходимо сделать существенный рывок и прорыв в своем развитии, причем по трем основным направлениям. Во-первых, и это основополагающее направление –удвоить за десятилетие, к 2010 г., валовой внутренний продукт.
Вторая грандиозная социально-экономическая задала – преодоление массовой бедности населения, что означает существенное разрешение сложившегося за последние 15 лет одного из главных противоречий общественной системы. Третъя задача, учитывая внешние угрозы, в частности связанные с уроками одностороннего развязывания США в марте 2003 г. оккупационной войны в Ираке, – обеспечение безопасности России на основе овладения стратегически новым, технически и технологически современным и надежным оружием. В целом содержание нового курса в будущее определено как достижение великих целей, соответствующих великому народу.
В последующие месяцы до конца 2003 г. в выступлениях и в реальных делах В.B.Путин назвал и обозначил ряд конкретных направлений и целей движения России в будущее в соответствии с новым курсом.
Главное и общее направление – более решительные и быстрые преобразования в экономике и социальной сфере с целью эффективной реализации намеченной программы экономического роста и усиления социальной справедливости. Стержень преобразований – всесторонняя модернизация экономики на основе последних достижений НТР и ИТР, используя новейшие наработки российской науки в области фундаментальных исследований и высоких технологий.
Среди перспективных задач В.В.Путин назвал и выравнивание уровней экономического, социального и культурного развития, с ориентацией на высокие показатели, в различных регионах Российской Федерации.
В обобщенном виде главной целью нового курса преобразований Президент В.В.Путин неоднократно называл задачи превращения России в богатую, экономически и культурно процветающую, социально ориентированную и демократическую страну с зажиточной жизнью населения, в мощную и сильную во всех отношениях державу, в том числе перед лицом внешних угроз.
На основе позитивных изменений во внутренней жизни уже в первые годы ХХI века Россия кардинально повернулась от ранее сложившейся зависимости и подчиненности от США и Запада к проведению на международной арене независимой, самостоятельной и инициативной внешней политики.
Стал складываться новый активный курс В.В.Путина на международной арене, который мы бы назвали объединением всех государств и разумных сил мира против безрассудной, гегемонистской, захватнической политики и действий США на мировой арене.
Надо прямо признать, что благодаря буквально самоотверженным действиям В.В.Путина в 2003 г. многие страны и мир в целом обрели в лице России надежного инициатора и лидера в борьбе за многополярный, многополюсный мир со всем его многообразием и богатством культур и цивилизаций, за установление на международной арене подлинно правовых, равных и справедливых отношений между всеми странами — большими и малыми – во главе с ООН и ее Советом Безопасности. Таким образом, новый курс России был реально проявлен и продолжает проявляться также во внешнем плане, на международной арене, в глобальных отношениях.
Обоснованно связывая осуществленный в России в начале ХХI века новый поворот в развитии страны, а затем провозглашенный и явно обозначенный новый курс в будущее с именем В.В.Путина и отдавая ему в этом должное, не следует вместе с тем его идеализировать. Он реальный политик в реальной внутренней и внешней, международной, обстановке. Поэтому не все ему удалось, не все сделано правильно. Нельзя в большом деле избежать отдельных ошибок и промахов. Нередко, в силу сложившихся обстоятельств, ему приходилось идти на вынужденные уступки. Да, ему приходилось и отступать, и уступать. Это естественно в большом и трудном деле крупной политики. Но общая линия оставалась позитивной и успешной.
В заключение сделаем вывод, что решающий выбор нового курса России в будущее уже сделан и определен как по содержанию, так и по главным направлениям. Это поняли и осознали многие политики как внутри страны, так и за рубежом. В XXI веке Россия может и должна обеспечить себе прогрессивный прорыв в такое будущее, которого давно заслуживает ее многострадальный народ.
Вадим Семенов,доктор философских наук,профессор Института философии РАН,академик Академии политической науки