И АТОМ ПРИУЧИТЬ СУМЕЛИ...
Как вырастают города? Однозначно не ответишь. У каждого своя история, свои истоки. Одни возводили по монаршей воле, решением правительства, другие стремительно развивались из крохотных поселений, оказавшись на перекрестке торговых путей, третьи изначально задумывались как крепости, как щит от незваных гостей. А как было с Санкт-Петербургом — Петроградом — Ленинградом, 300-летие которого отмечаем ныне? Почему он возник именно здесь, на берегах Невы? Размышляя над этим, многие не преминут вспомнить о честолюбивых замыслах Петра I в Европу прорубить окно и будут правы. Но уже тогда, посетив разные страны, убедился реформатор, что не бывать России великой без великой промышленности. Центром ее и суждено былостать Санкт-Петербургу. А начинался он как крепость и город корабелов. «Заложили Адмиралтейский дом и были в остерии и веселились, длина 200 сажен, ширина 100 сажен»,— записал Петр I в своем журнале 5 ноября 1704 года. По его замыслу верфи придавалась форма «покоя», то есть вид широкой буквы «п», раскрытой в сторону Невы. На обширном дворе, ограниченном боковыми выступами здания, располагались доки и каналы. На постройке кораблей трудились несколько тысяч работных людей. Примечательно, что на стапелях видную роль играли, прежде всего, русские мастера: Федосей Скляев, Гаврила Меншиков, Тихон Лукин, Иван Кочет, Фаддей Попов и многие другие. Это их усилиями 29 апреля 1706 года был спущен на воду восемнадцатипушечный корабль — первое судно, построенное в Северной Пальмире. Сколько же их за три века ушло отсюда в большое плавание!..
Сегодня трудно поверить, но уже в 1715 году на верфи работало более 10 тысяч человек. К концу царствования Петра I здесь будет построено 262 военных корабля. Оценивая свершенное среди лесов и топей, император с гордостью скажет: «…Россияне когда-нибудь удивят самые просвещенные народы успехами своими в науках, неутомимостью в трудах и величием твердой и громкой славы». Это пророчество сбудется уже при его жизни!
…С истоков Санкт-Петербург развивается как промышленный центр новой России, какой она виделась Петру I в мечтах. Так уже к концу 1750 года здесь работало 80 промышленных предприятий, а к 1861-му — 137. В начале ХХ века их насчитывалось около 650. И трудилось здесь почти 150 тыс. человек. За годы пятилеток Ленинград вырос в крупный промышленный центр. Здесь действовало почти две тысячи предприятий, на которых трудилось почти миллион человек. Ведущее место в промышленности города принадлежало точному машиностроению, судостроению, радиоэлектронике. Его продукция экспортировалась более чем в 100 стран, нередко была уникальной, осваивалась впервые в России, а то и в мире. И по качеству она не только не уступала зарубежным аналогам, но и превосходила их. К примеру, в 1898 году на заводе Л.Нобеля впервые в мире был построен двигатель внутреннего сгорания, работающий на нефти. В его разработке участвовали ученые Петербургского технологического института. Двигатель по ряду параметров превосходил аналог, построенный в том же году Р.Дизелем в Германии. Теперь мало кто знает, что с 1900 года начался серийный выпуск русского дизеля, работающего не на дорогом керосине, а на более дешевой нефти.
Только две страны в мире — США и Германия — в 30-е годы производили блюминги — прокатные станы. Надо ли говорить, что технологии держали в строжайшем секрете. По запросу советского правительства американцы готовы были поставить два блюминга. На изготовление каждого по их расчетам требовалось не менее 12 месяцев. И стоили они более 30 млн. золотых рублей. Такой роскоши позволить себе страна не могла. За дело взялись ижорские мастера. В 1931 году коллектив прославленного завода в рекордные сроки (8 месяцев и 28 дней) создал первый в стране прокатный стан. Причем иностранные специалисты к этой работе не привлекались.
Самостоятельно, на пять лет раньше, чем в Германии и на 10 лет, чем в США ленинградцы освоили промышленное производство синтетического каучука. Коллектив завода «Красный треугольник» навсегда избавил страну от завоза дорогостоящего натурального сырья.