САНКТ-ПЕТЕРБУРГПЕТРОГРАДЛЕНИНГРАДСАНКТ-ПЕТЕРБУРГ

К оглавлению

СПЕЦИАЛЬНЫЙ ВЫПУСК

Назад 11 Вперёд

ЛЕГЕНДЫ СТРЕЛЬНИ

Стрельня. Константинов-
ский дворец. Уникальное творение Растрелли, Леблона и Микетти, возведенное в 1716 — 1720 годах по указу Петра I. Дворец неоднократно горел в ХVIII — ХIХ веках, был разрушен во время Великой Отечественной войны и пребывал в полном запустении два десятка лет. Возрожден только теперь, к 300-летию Санкт-Петербурга. Именно здесь в юбилейную декаду пройдут основные политические события, главным из которых будет саммит «Россия — ЕС».
Примечательно, что Президент России Владимир Путин ранее отказался от предложений устроить в Константинов-ском дворцово-парковом ан-самбле морскую резиденцию главы государства, а издал распоряжение о создании государ-ственного комплекса «Дво-рец конгрессов». При этом комплекс должен быть максимально открытым для посетителей. В результате Константиновский дворец существует теперь в двух ипостасях — как площадка для официальных мероприятий на высшем уровне и как музей.
Трудно поверить, но когда в конце 2000 года здание было взято на баланс Управлением делами Президента, от него сохранился только остов. Надлежало восстановить дворец, укрепив террасу и фундаменты, отреставрировать Верхний и Нижний парки, одеть в гранит пруды и каналы и перебросить через них разводные мосты для пропуска президентской яхты. А еще предстояло выстроить Консульскую деревню, предназначенную для размещения высоких гостей, отель для со-
провождающих лиц, корпуса для специальных служб и павильон для конфиденциальных переговоров. Все эти и другие многотрудные задачи удалось решить. Теперь к легендам Стрельни прибавилась еще одна — о чуде возрождения Константиновского дворца. История его строительства, жизни его сановных обитателей полна удивительных событий…

ТО, ЧЕГО ЕЩЕ НЕ БЫВАЛО
НА СВЕТЕ
Создание парадного ансам-бля в Стрельне восходит к 1715 году. Проект дворцово-паркового комплекса разработал известный архитектор Ж.-Б. Леблон (за это ему было пожаловано звание «генерала архитектурии» — наивысшее для зодчих в России, до сих пор никому не присуждаемое). Всего лишь месяц трудился архитектор, но ему удалось в деталях составить проект парадного дворца, регулярного парка на нижней террасе в Стрельне. Его идеи заметно отличались от барочной европейской архитектуры и стереотипов обустройства ландшафта. Так, в подвалах дворца он предложил разместить котлы, от которых горячая вода могла бы подаваться в мыльню. Французский зодчий предложил проект амфитеатра и подмостков, ставших прообразом широко распространенных в дальнейшем домашних театров.
Весной 1717 года в Стрельне закипели планировочные работы, в которых были заняты четыре тысячи человек — вольнонаемные и крепостные. А уже в июне 1720 года Петр I положит камень в фундамент главной загородной резиденции — Большого Стрель-нинского ( Константиновского) дворца. Проектировал дворец итальянский архитектор Никола Микетти. Именно он пообещал императору устроить в Стрельне то, чего еще не бывало на свете. Зодчий развил ландшафтные идеи своего предшественника Ж.-Б. Леблона, но главное здание решил строить по собственному плану. Величественный замок, по его замыслу, должен был вознестись над парком, возвышаясь на террасе, в полукилометре от побережья залива. Дворец замыкал перспективу приморского нижнего сада, трезубец каналов которого устремлялся в морскую даль. В парке планировалось устроить фонтаны, каскады, установить скульптурные композиции, прославляющие деяния Петра. Император, по воспоминаниям современников, здесь тоже нередко работал на-равне с простым людом. Почва для многих насаждений парка была подготовлена им собственноручно.
Прокладкой каналов и устройством фонтанных прудов-накопителей руководил мастер Василий Туволков. Но его имя прославилось позже, при возведении Петергофа, куда Петр I неожиданно переносит строительство главного загородного архитектурно-паркового ансамбля. В 1723 году Н. Микетти уезжает в Европу для закупки скульптуры и больше в Россию не возвращается. Он увозит в Италию чертежи Каменного дворца. (Эти документы обнаружат в архивах Рима лишь в 70-е годы ХХ века. А потому историки архитектуры два столетия приписывали авторство проекта дворца то Растрелли, то Леблону.) После отъезда Микетти дворец достраивали его ученики — М. Земцов, Т. Усов, П. Еропкин. Не получив законченной отделки, он был законсервирован и накрыт временной кровлей. При Анне Иоанновне «по неосторожности караульщиков» пустой дворец горел. При Елизавете Петровне был восстановлен Растрелли-сыном. Но летняя усадьба по-прежнему не вовлекается в активную великосветскую жизнь. Веселый двор в нее так и не въехал, отведя Стрельне функции винных погребов.
Видную роль в судьбе дворца сыграл Указ императора Павла I в 1797 году: «Стрельную нашу мызу со всеми принадлежавшими к ней деревнями и всякими угодиями всемилостивейше жалуем в собственность нашему любезному сыну великому князю Константину Павловичу». Под руководством архитекторов Ф. Вильстера и А. Воронихина в течение нескольких лет ведется реконструкция дворца под великокняжескую резиденцию. Однако очередной пожар 28 декабря 1803 года почти полностью уничтожает отделку большинства помещений. Теперь уже Александр I выделяет значительную сумму на восстановление дворца. Архитектор Луиджи Руска (при участии П. Пильникова и А. Воронихина) помимо восстановительных работ полностью завершает отделку фасадов и интерьеров здания. Оно было увенчано бельведером и полукруглыми лестницами, а вместо двухсветной галереи в западном крыле устраивается двойная анфилада. Именно благодаря этому летний дворец, наконец, приобрел законченный силуэт.
После смерти великого князя Константина Павловича (официально — бездетного) в 1831 году император Николай I дарит Стрельну своему трехлетнему сыну Константину. Почти тринадцать лет ведется неспешное обустройство усадьбы. По проекту архитектора Андрея Штакеншнейдера были заново отделаны центральные залы, получившие новые названия — Мраморный и Голубой, личные апартаменты владельцев и комнаты для детей.
В бытность летней резиденцией многочисленного великокняжеского семейства дворец часто перестраивался по желанию княгини Александры Иосифовны. «Александре Иосифовне удалось сделать из угрюмого замка прекрасную летнюю резиденцию», — напишет историк и литератор Александр Гейрот. В Стрельне часто проводятся концерты, спектакли, балы, в которых принимают участие такие знаменитости, как Н.А. Римский-Корсаков, А.Г. Рубинштейн, М.А. Балакирев.
Со второй половины XIX века дворцово-парковый ансамбль Стрельни именуется Константиновским. Тогда же разрабатывается герб резиденции и девиз: «Прямо и верно».
В 1858 году в Стрельне родился великий князь Константин Константинович. Он был известен не только как президент Российской академии наук, начальник всех кадетских корпусов, но и как поэт, музыкант, актер, драматург и переводчик. «Взошла луна… Полуночь просияла», — в шестнадцати искренних и ясных по форме лирических стихотворениях, написанных в Стрельне Константином Романовым, нашла словесное выражение его возвышенная душа. Некоторые из них были положены на музыку, стали популярными романсами.
В 1892 году усадьбу наследовал младший сын Константина Николаевича Дмитрий, который и распоряжался ею вплоть до 1918 года. В Константиновском дворце находились и личные апартаменты его родной сестры Ольги, греческой королевы. В 1911 — 1912 годах по указанию великого князя Дмитрия Константиновича интерьеры дворца и парка фотографируются. Дошедшие до наших дней фотографии широко используются в реставрационных работах.

НАША ВЛАСТЬ: ДЕЛА И ЛИЦА • [МАЙ] 2003

К оглавлению
Назад 11 Вперёд